Очередная встреча делового сообщества в онлайн-режиме в рамках проекта «Problem Solving Project» на сей раз показала, что страшная депрессия, накрывшая хабаровских бизнесменов, отошла на второй план. Настроение стало лучше, и предприниматели уже строят планы на будущее. У них появилось желание идти дальше. открыть бизнес советы

Главное, сохранить штат

Во всяком случае, именно об этом говорили участники встречи. Например, профконсультант Ольга Збарская, не имеющая в своём штате наёмных работников, построила бизнес-модель, когда можно без проблем «схлопнуться» до одного человека, если наступили «смутные времена», и, наоборот, развернуться для серьёзного проекта с привлечением специалистов, если поступит крупный заказ.

– У нас в регионе отношение к онлайн-тренингам настороженное, – рассказывает Ольга. – Поэтому в последнее время я работаю психологом и коучем. Сейчас многие задаются вопросом: а нужен ли мне этот бизнес? Но в моей практике пока ещё бизнес никто не бросил. Хотя в некоторых случаях это даже хорошо. Мы учимся меняться и легко расставаться с прошлым. Закрылась одна дверь – откроется следующая. Который год у нас идёт массовый исход на фриланс. Моё убеждение: надо использовать модель быстрого «схлопывания».

А управляющий сети кофеен «Шоколадница» Гайрат Эрданов вообще оптимист. Он советует любыми путями сохранять штат, хотя и не очень верит, что после 12 мая общепит в Хабаровске заработает на полную катушку.

– Мы пока работаем «на вынос», – делится Гайрат, – для того, чтобы платить сотрудникам зарплату. Но у нас и до 28 марта были финансовые проблемы, поэтому сейчас особенно трудно. Но 98 процентов штат удалось сохранить. Нужно быть максимально лояльными к клиенту. После изоляции планируем дать «живые» скидки, будем дарить баллы первым посетителям, бонусы – чашечку кофе, например, бесплатно. Чтобы вспомнили, что такое настоящий, вкусный, терпкий кофе! Но будет, конечно, очень трудно. Потому что люди на самоизоляции поняли, что можно обойтись и без походов в кафе и рестораны и при этом хорошо сэкономить. открыть бизнес советы

Правило «Семи касаний»

– Как будете доставлять информацию о «чашечке кофе»?

В Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации) есть «система лояльности», где сидят десять тысяч наших клиентов. Но самым сложным будет снова приучить людей ходить в кафе. Планы в этом направлении уже есть, даже три плана! Но об этом расскажу позже, когда они осуществятся…

Сертифицированный специалист SEO Яндекс.Директ и Гугл.Адс Анна Дороничева согласилась, что планы надо приберечь для себя.

– Я самая первая буду стоять за чашечкой кофе и ждать, когда откроются двери! Сейчас у Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) и Яндекса есть отличные ресурсы, чтобы сообщить о себе. Можно вывешивать уличные баннеры, размещать билборды, можно сделать мобильную привязку к геолокации – старо как мир.

– Сейчас актуально развивать свой бизнес в Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации)?

– В апреле мы сделали таргетированную рекламу и получили сразу пять крупных заказов, получив финансирование на полмесяца вперёд. Есть смысл идти в СМИ и заказывать публикации о себе, любимом. Ведь как рассуждают покупатели: раз о вас пишут в газетах, значит, ваш бизнес прозрачен, вы готовы к диалогу. Из газетной статьи можно оценить, чего добилась фирма, и поэтому ей можно доверять.

В бизнесе есть такое «правило семи касаний» о том, как привлечь больше всего клиентов. Потому что мозг человека считает полученную информацию свежей только в течение двух, максимум трёх дней. Если же предложение серьёзное и требует финансовых затрат, то на принятие положительного решения может уйти от 20 до 30 дней. Чем больше «касаний» будет сделано с вашей стороны, тем выше шансы на отклик: большинство клиентов совершают покупку только после семи-восьми напоминаний о предложении в течение продолжительного времени. Напоминать о себе два раза в неделю в течение месяца – это, согласитесь, еще не значит быть навязчивыми.

Звонок, e-mail, оставленная на столе визитка, стикеры на дверях квартир или в почтовых ящиках, наружная реклама на оживленном проспекте или ручка с логотипом вашей компании, которую клиент взял в офисе – чем больше и разнообразнее будут подходы к аудитории, тем выше вероятность того, что клиент сделает заказ в ближайшее время. Вот и действуйте!

Директор транспортной компании «ГрузовичкоФ» Дмитрий Волков поделился, что за прошедший месяц они «просели» на треть, хотя сезон-то начался самый ходовой в смысле грузовых перевозок.

– Просели мы, в основном, за счёт юрлиц. Корпоративные клиенты от нас никуда не ушли, хотя и сократили объёмы, количество заказов. Сразу после изоляции мы ожидаем взрывных заказов. Это и дачные перевозки, и постоянные крупные клиенты с выручкой до ста тысяч. Сейчас делаем контекстную рекламу, хотя незаконная реклама на подъездах и заборах, ей-Богу, наиболее эффективная.

Вот в Лениградской области, например, вместо билбордов наши ребята договариваются с дедушками и за ремонт крыши устанавливают на их домах растяжки – и по всему шоссе видно с дороги. А мы в Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации) ведём контекстную рекламу – это основной канал. Ещё знаете, какой самый эффективный канал? Брендированные грузовички! У нас было в планах прикупить ещё грузовичков. Но пока пришлось оставить эту идею. На самом деле первые грузовики мы взяли в лизинг и совершили финансовое самоубийство. И за что нас здесь сильно невзлюбили – за то, что минимальное время аренды у нас был час. Но прошло два года: теперь у всех час, а у нас – полчаса. Хотя подумываем, может, снова час вернуть? открыть бизнес советы

Некогда отдыхать

– А как же быть с отдыхом? Кто-нибудь и вас отдыхал во время изоляции?

– Всем, у кого простой, советую отдохнуть. Когда ещё придётся-то? – советует Ольга Збарская. – Постройте три-четыре варианта бизнес-плана вплоть до самых фантастических. Глупо надеяться, что после 12 мая всё будет по-прежнему. Конечно, люди будут постепенно возвращаться к жизни. Но так, как раньше, уже не будет. Сейчас расходы – только на персонал и продвижение. Потому что в сентябре обещают новую вспышку коронавируса.

– Я тоже не отдыхал, такая уж у меня работа, - подтверждает управляющий «Шоколадницы», – каждый день еду в аэропорт, смотрю, что да как. Суббота-воскресенье – выходной, но думаю всё время о работе.

– Сколько времени вы даёте себе на выход из кризиса?

– Месяцев восемь, если не больше, – рассуждает Гайрат Эрданов. – Мы, например, очень зависим от авиаперевозок. Есть рейсы, есть и у нас клиенты. Мне остаётся действовать «по старту». И могу сообщить всем шикарную новость: очень скоро для наших гостей сделаем бесплатную парковку. Ведём переговоры с руководствам аэропорта. А что касается маркетинга, то вот что вам скажу: реклама – это никакие не расходы, а инвестиции в ваш бизнес. Телевидение я уже 15 лет не смотрю, а вот по Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) статистика сейчас очень хорошая. Потому что все сидят «на телефонах». Да я лучше совесть дома забуду, чем телефон! Никакое ТВ не даёт такого эффекта, как телефон.

– Я тоже согласна, что реклама – это инвестиции для компании, – поддерживает коллегу Анна Дороничева. – Человек будет смотреть, подписываться, выжидать лучший момент и потом всё равно покупать. Многие сегодня ужимают бюджеты, но хочу подчеркнуть, что сейчас инвестировать стало дешевле. Имейте это в виду. Вы можете всё это проанализировать с помощью таблиц расходов и доходов своей фирмы. Проведите финансовый анализ и поймёте, что мы правы. открыть бизнес советы

Всё, и сразу!

– Но как всё-таки мотивировать сотрудников?

– У меня, например, не суперпозитивная ситуация, но штат я сохранил, – делится Дмитрий Волков. – Водители грузовичков работают в формате такси. Больше заявок – больше прибыли. Механики работают на удалёнке, а логистам добавил количество телефонных звонков по десять в день, делают коммерческие предложения своим и новым клиентам.

– Кстати, хороший вопрос! Чтобы кого-то мотивировать, нужно самому быть замотивированным, – советует Ольга Збарская. – Когда вы будете адекватно общаться со своим персоналом, то и вопрос отпадёт сам по себе. Вашего присутствия сейчас должно быть как можно больше, чтобы люди не чувствовали себя заброшенными. Проводите для них бесплатные вебинары, это очень здоровая мотивация. Должна быть хорошо выстроенная коммуникация с сотрудниками. Ну, а если кого-то нужно очень сильно мотивировать, значит, надо расставаться с таким работником.

Таким образом, несмотря на то, что многие политологи и социологи малый бизнес-то похоронили, но, как видно из разговора участников видеоконференции, наши предприниматели ещё не готовы сдаваться. Одни из них считают, что в борьбе за процветание своего дела в сложных условиях все средства хороши. Другие предлагают затаиться и переждать, попутно выстраивая стратегические планы на период постизоляции. Третьи предпочитают не расслабляться и начинают действовать здесь и сейчас. Кто из них прав – покажет время.

Не будем забывать, что сейчас в правительстве Хабаровского края рассматривается законопроект о предоставлении льгот для предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения. Документом будет предусмотрено снижение ставки с шести до трёх процентов по базе «доходы», с 15 до восьми процентов по системе «доходы минус расходы». Действие законопроекта распространится на весь налоговый период. Для консультации по вопросам оказания финансовой поддержки и другим мерам помощи малому и среднему бизнесу можно позвонить по телефону «горячей линии»: 8 (800) 555-39-09.

Фото: danielcolombo.com

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».