Всех бизнесменов кризис «ударил» по-разному. Кому-то повезло, и их услуги по созданию сайтов и антикризисных программ стали очень актуальными. А кому-то пришлось закрыться или перейти на доставку или работать на дому. Сеть книжных магазинов «Ремарка» изменили подход к работе. Об этом во время прямого эфира рассказали владелицы бизнеса Анастасия Трендберг и Светлана Костылева. Встречу онлайн организовала предприниматель Светлана Важнина, руководитель веб-студии Web-Alternative. Ремарка Хабаровск

Вспышка у моря

Анастасия и Светлана читали ещё тогда, когда не было интернета. Занять себя книжками было самым увлекательным времяпрепровождением. Читали они независимо друг от друга, а познакомились впервые в 2013 году. Муж Анастасии учился со Светой. Поэтому девушки знали друг о друге заочно. И когда появился Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации), то разговорились они именно там. И вот уже семь лет являются лучшими подругами.

Скриншот с прямой трансляции в Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации)

Их бизнес-история началась с книжного клуба. Первые встречи проходили в центре «Исток», там собирались любители книг и за чашкой чая делились впечатлениями от прочитанных произведений. И то, чем занимались девушки, приносило им море удовольствия. Так они постепенно уволились с постоянных мест работы. Светлана Костылева отказалась от юридической карьеры, Анастасия Трендберг – от преподавания бизнес-навыков. Стоит отметить, что девушки там зарабатывали гораздо больше, чем в первое время, когда стали заниматься книгами. емарка Хабаровск

Немного до увольнения и через два года после открытия книжного клуба девушки создали проект книжных коробок, которые были этаким «котом в мешке». Покупая букбоксы, читатели не знали, какие подарки и книги их ждут внутри. По словам Анастасии и Светланы, они первыми в России запустили такой проект. А идею они подхватили на волне популярности бьютибоксов, где коробки начиняли косметическими средствами.

Первые вложения в этот проект составили 15 тысяч рублей, они окупились через два месяца. Работали девушки так много, что отправили под Новый год около 300 коробок по всему свету. Настало время передышки. Они отправились во Владивосток, где во время прогулки по набережной, как вспышка, пришла мысль: «Открываем книжный магазин? Да!». Ремарка Хабаровск

Первые инвестиции составили 1 млн 300 тысяч рублей. Самое дорогое, на что были потрачены эти деньги, книги, аренда и ремонт помещения. Анастасия называет этот бизнес душевным, основанным на разговоре. Именно поэтому раскрутиться у них получилось, только благодаря общению и отзывам покупателей. На начальном этапе девушки не вкладывались в «навязчивую рекламу». Проработав полгода на улице Тургенева, перенесли свой магазин в торговый центр. Благодаря этому, по их словам, выручка выросла с 250-300 тысяч до одного миллиона рублей.

В 2019 году Светлана и Анастасия открыли две новые точки – для детей и взрослых в новом торговом центре. И тут их история потекла по дорожке, которой они не ожидали. Магазины пришлось закрыть и искать пути выхода из кризиса во время эпохи коронавируса.

Книжные феи отдыхают или работают?

Анастасия вспоминает, что они со Светой пришли на работу 30 марта. Это был обычный день, если бы не факт, что к семи вечера было всего три покупки. Поэтому, посовещавшись вместе со своей командой, они решили закрыть все точки ещё до того, как торговые центры перестали работать.

Сотрудники ушли на каникулы. В магазинах остались только два управляющих и два директора магазина – Светлана и Анастасия. Всего в штате у девушек работает 18 человек. Большинство из них студенты. Для них работа в книжном магазине – не основной доход, поэтому, по словам девушек, продавцы-консультанты или «книжные феи» у них работают больше за идею, чем за деньги.

– Зато у сотрудников появилось больше времени для чтения, поэтому на всю неделю у нас была серия постов в Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации) о том, что они прочитали. Они уже всё перечитали, книжки закончились дома, – рассказывает Анастасия Трендберг.

С кризисом ситуация изменилась настолько, что девушки стали больше работать. Поначалу они просто предложили своим клиентам делать заказы через Direct в соцсети Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации), а книги доставлять им на дом. А только потом появился сайт.

– У нас ушла неделя на то, чтобы запустить свой интернет-магазин. Дольше всего подключали на сайте онлайн-оплату. Ещё дольше заполняли сайт товаром. На простом конструкторе для сайтов нет возможности загрузить все книги одним разом из программы 1С. Поэтому мы вручную добавляли фото, цены, описания, – рассказывает Светлана Костылева, – у нас планы на сайт были давно. Мы откладывали, и тут нас прижало к стенке, и мы эти свои планы реализовали.

Девушки также не стали прибегать к помощи курьеров, они самостоятельно развозят книги по домам покупателей. Анастасия считает, что гораздо приятней получать книги от самих владелиц.

Новые фишки в бизнесе

Рабочий день четырёх девушек изменился с наступлением кризиса. Днём проходят продажи по сайту, на следующее утро приходят деньги за эти продажи, потом управляющие магазинами проводят купленные книги в отчёте розничной продажи по 1С, чтобы скорректировать остатки. После этого книги собираются, складываются в фирменные пакеты и развозятся до вечера новым владельцам.

Однако, несмотря на активность девушек, они успели провести в магазинах инвентаризацию товара, чтобы не было никаких сюрпризов и несовпадений. В качестве экономии они отключили интернет в магазинах, а вот про изменения в арендной плате они не сказали ничего, потому что разглашение этой информации подразумевает штраф.

Одним из новых способов поддержки бизнес-среды девушки назвали вкладывание флаеров со скидкой на другие магазины. Помимо акций, придуманных владелицами, их придумали друзья и постоянные покупатели. Так, Илья Лубицкий предложил неравнодушным хабаровчанам поддержать книжный магазин. Он перевёл тысячу рублей девушкам, чтобы на эти деньги мог купить книгу тот, у кого нет средств на книгу, а читать хочется.

Но это могут сделать не только хабаровчане, ведь до начала кризиса книги из Хабаровска отправлялись по почте в другие города России и вообще по всему миру.

– Потому что людям нравится наш проект, они хотят нас поддержать и получить частичку нашей энергетики. Хотя они могут купить книги и в соседнем магазине, – рассказывает о парадоксе Анастасия.

Несмотря на новый формат работы, девушкам не захотелось уйти в онлайн-торговлю. Они считают, что соцсеть Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) и интернет не продают книги так, как делают это живые люди. Они убеждены, что человек покупает у человека. А интернет-платформа – поддерживающая мера, которая удобна для интровертов, например. Есть и ещё один минус. Помимо того, что девушки отправили на каникулы «книжных фей» и стали реже видеться с покупателями, минус касается выручки. Доходы, по словам девушек, упали в четыре-пять раз. Но Светлана и Анастасия успокаивают себя, что это лучше, чем ноль.

Несмотря на форс-мажорную ситуацию в бизнесе, девушки продолжают работать и шутить, мол, покупайте гречку и книжки. А во всём этом хаосе советуют не потерять человечность, не унывать и не впадать в синдром жертвы. Ведь когда-нибудь, по словам Светланы Костылевой, лет через 30, они будут рассказывать своим детям, как пережили этот период и попадут в учебники по истории.

Главное фото из Инстаграма (ресурс запрещен в Российской Федерации) книжного магазина

Фото автора и Ольги Цыкаревой


В Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации) – @remarka.books – девушки успели провести прямой эфир с литературным критиком из Москвы Галиной Юзефович. И в разговоре были названы пять книг, на которые стоит обратить внимание во время карантина. Ремарка Хабаровск

• Салли Руни «Нормальные люди».

• Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза».

• Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени».

• Йонас Юнассон «Сто лет и чемодан денег в придачу».

• Фредерик Бакман «Мы против вас».

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».