Акварелист Альберт Бенуа в коллекции ДВХМ
Недавно в Дальневосточном художественном музее проходила выставка «Морская месса», на которой были представлены морские пейзажи из коллекции музея. Но не со всеми художниками, которые посвятили свое творчество морю, можно было познакомиться на выставке. Сегодня речь пойдет о замечательном аквалеристе, представителе знаменитой династии - Альберте Николаевиче Бенуа (1852-1936). альберт бенуа
Он был старшим сыном академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, братом архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа. Будучи сыном профессора архитектуры, неудивительно, что Альберт пошел учиться в Академию художеств на архитектурное отделение. Проучившись в этом учебном заведении шесть лет, он заканчивает его в 1877 году с наивысшим званием - художника-архитектора первой степени. Он был признан достойным максимальной награды Академии - большой золотой медали, но не получил ее, «так как женился во время конкурса, что не допускается правилами о конкурсе на получение права пенсионерства». Такие строгие порядки были в оплоте академизма.
Повышенная эмоциональность и природное чувство колорита Альберта больше способствовали занятиям живописью, нежели архитектурой. Поэтому, исполнив волю отца, получив архитектурное образование, Бенуа сразу же переключается на акварель. На его счастье в те времена в России жил и работал один из самых изумительных мастеров акварельной техники миланец Луиджи Премацци. Лучшего учителя Альберт не мог бы отыскать себе и на Западе. Л. Премацци блестяще рисовал интерьеры, в пейзажах передавал солнечность, синеву небес, скалы, море, каменные и деревянные постройки. Своими исключительными знаниями он успел поделиться со своим лучшим учеником, с Альбертом Бенуа. Однако ученик, преодолев трудности ученья, почти сразу отошел от заветов учителя, дав свободу своему темпераменту. Он работает с упоением, не проходило дня весной, летом и осенью, чтобы он не делал по этюду или даже по нескольку в день. Его брат Александр в воспоминаниях рассказывает об импровизаторском даре Альбера, который выражался не только в игре на рояле, но и в его художественной деятельности: «Наслаждением было глядеть, как у него сразу на бумаге намечался пленивший его эффект, с какой быстротой вырисовывались предметы, как ловко, где нужно, он пользовался не успевшим еще высохнуть местом, а где нужно работал по сухому. Все становилось на свои места и расцвечивалось красками, и это с такой быстротой, что в полчаса, в час самое большое главное было готово, намечено, и Альбер уже складывал свои «орудия труда» и летел дальше в поисках другого мотива.»
Спустя шесть лет Бенуа предоставил в совет Академии 29 акварелей с натуры, в результате которых совет решает все же отправить художника за границу на два года. Художник посетил Италию, затем Францию и Испанию. За акварели, которые художник отсылал в Россию, ему уже на следующий год присвоили звание академика, а по возвращении на родину в 1885 году, поручили преподавать акварельную живопись в Академии. Впоследствии он будет одним из основателей Общества русских акварелистов, выставки которого «ежегодно изобилуют его работами», как писали в те времена.
Альберт Бенуа создал большую серию видов Санкт-Петербурга и его пригородов. В 1883 г. его акварели были показаны Александру III. Пейзажи художника так приглянулись императору, что Бенуа был приглашен участвовать в "шхерных плаваниях" императорской семьи. Речь идет о регулярных летних прогулках царской семьи по Финляндским шхерам и частых визитах к венценосным родителям Марии Федоровны (супруги императора) в Данию, также совершавшихся морским путем. Художник сопровождал императора в четырех вояжах (1886, 1888, 1890, 1894 года) и его акварели дают представление о тех идиллических пейзажах, в которых проходил отдых семьи Александра III, атмосфере гармонии и покоя, окружавшей путешественников во время движения маленькой эскадры вдоль живописных финских берегов. «В этих круизах Альбер не только изумлял всех своим блестящим мастерством в передаче на бумаге самых мгновенных эффектов освещения (особенно ему удавались закаты), но и тем еще, что он с беспредельной точностью воспроизводил конструкцию каждого из судов той миниатюрной эскадры, которая сопровождала царскую чету. Надо сознаться, что в чисто художественном отношении эти шхерские акварели Альбера скорее страдали как раз от обилия таких «технических» деталей, зато они привлекали к нему сердца моряков, среди которых он вскоре приобрел бесчисленных друзей и поклонников.» (Александр Бенуа. «Мои воспоминания»).
В 1914 художник совершил поездку по Сибири и Дальнему Востоку, посетил Маньчжурию, Китай, Японию и Корею, побывал в Харбине, где в это время жила его дочь Камилла. В поездке выполнил большое количество зарисовок и акварелей.
В дальнейшем Бенуа станет еще хранителем Русского музея и инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры. Его авторитет не пошатнется и при новой, советской власти: с 1918 года, уже занимая должность заведующего Музеем прикладного искусства, Бенуа участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы. Будучи уже в преклонном возрасте, акварелист участвовал в экспедициях Петроградского геологического института на север Кольского полуострова в начале 1920-х годов. Там он создал цикл пейзажей Баренцева моря, Новой земли и др.
В 1924 году Альберт Николаевич эмигрировал во Францию к дочери Марии. За рубежом художник продолжал творить, он стал членом Парижской Академии изящных искусств. В 1926-1930 гг. состоялись его персональные выставки. Последние годы жизни Альберта Бенуа были очень тяжёлыми. Для его натуры была характерна беспечность, она была пропитана оптимизмом, и он до конца жизни не утратил детской способности жить только данной минутой, не заглядывая вперед и не оглядываясь назад. Он создал несколько отличных акварелей в самый последний и трудный период, будучи уже глубоким стариком, у которого отнялись ноги, которого выводили под руки «в природу» и который в течение зимних месяцев вообще не покидал своей комнаты.
16 мая 1936 г. в пансионе для больных в предместье Парижа его сердце остановилось. Альберт Бенуа на многие годы был предан забвению на родине с отъездом в эмиграцию и после смерти. По воспоминаниям современников, он имел обыкновение раздаривать свои работы, поэтому произведения, созданные им, в большинстве своём после революции были утрачены. В настоящее время известно около 600 работ «короля акварельной живописи», рассеянных по музеям России, зарубежья и частным собраниям. В том числе, и в собрании Дальневосточного художественного музея есть две акварели этого замечательного художника.
Е.А. Боброва, специалист по просветительской деятельности ДВХМ Главное фото: А.Н. Бенуа - Норвежский фиорд. ДВХМ
- Лабас и Домогацкие — художники одной эпохи - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».