В конце мая завершает свою работу выставка античных произведений из собрания Дальневосточного художественного музея «Сокровища Ойкумены» (6+) (главное фото). Открытая в сентябре 2022 года, она стала выражением признательности тем коллекционерам, профессиональным и случайным, благодаря которым музейные предметы, созданные в разные периоды и в разных регионах античного мира, попали в Эрмитаж, передавший затем их в 1931 и 1969 годах в ДВХМ. И конечно, выставка – наша бесконечная благодарность за этот дар Государственному Эрмитажу. выставка сокровища ойкумены

В 2022 году исполнилось 200 лет со дня рождения Генриха Шлимана (1822–1890), нашедшему легендарную Трою, воспетую Гомером в «Илиаде» и веками считавшуюся вымыслом великого греческого поэта.

Невероятно, но факт, что художественный музей, находящийся на Дальнем Востоке России, имеет в своем собрании находку из грандиозных раскопок Шлимана на месте той самой Трои – это миниатюрный лекиф, исполненный в Афинах в 470 годах до н. э. и отправленный затем туда, где его и нашла археологическая группа Генриха Шлимана.

Несомненно, не менее интересную историю своего бытования могут поведать и остальные античные подлинники из музейного собрания, а их около пятидесяти. Их находили на территориях, когда-то бывших частью Ойкумены – земли, знакомой древним грекам. Их раскапывали, находили, продавали, покупали, национализировали – и в конечном итоге они оказались в нашем музее. В настоящее время нам известно о провенансе 23 из них.

Вот так и родилась идея выставки – вспомнить предыдущих владельцев и рассказать о них нашим посетителям. Для более полного погружения в историю экспонируемых артефактов мы написали путеводитель по выставке (рис.1) и издали брошюру о коллекционерах. Также о каждом из владельцев мы рассказывали в предыдущих статьях.

(рис.1)

Помимо археологических находок на выставке экспонируются и копийные произведения: гипсовые слепки, производившиеся в 1920-х Художественно-репродукционными мастерскими Главнауки, мраморные бюсты, созданные во ВХУТЕИН.

Об удивительной – и совершенно в духе своей эпохи – истории возникновения художественно-репродукционных мастерских мы также писали раньше.

Выставка разделена на три блока. Центральным звеном её стали предметы аттической керамики VI–IV веков до н. э. и произведения древнегреческой мраморной скульптуры, среди которых выделяется фрагмент надгробной женской статуи – работа одного из учеников величайшего скульптора античности Праксителя, а также предметы малоазийского производства.

В блок экспонатов, найденных на раскопках в Северном Причерноморье, включены работы мастеров Пантикапея (территория современной Керчи) – столицы Боспорского царства (V век до н. э. – IV век), и привезенные туда из других областей Ойкумены, в том числе из Аттики.

Самую многочисленную группу составляют предметы италийских племен VI–II веков до н. э., греческих полисов на юге Апеннинского полуострова (IV век до н. э.) и Древнего Рима (I век до н. э. – V век). Римскими предметами выставка завершается неслучайно – сам античный мир перестал существовать, когда в V веке нашей эры Римская империя была побеждена гуннами (рис.2).

(рис.2)

Но и через тысячелетия мы восхищаемся произведениями древнегреческих и древнеримских мастеров, до сих пор используем их открытия в науке и искусстве и в XXI веке продолжаем находить артефакты далекой – и в то же время близкой, античной цивилизации.

Увидеть античные подлинники перед тем, как они вновь на долгое время отправятся в фондохранилище музея, можно будет на выставке «Сокровища Ойкумены» вплоть до 28 мая.

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ