Театральные художники Хабаровска в коллекции ДВХМ
Продолжая тему новой выставки «У каждого свой театр…» (6+), которая является своеобразным посвящением 200-летию со дня рождения Александра Островского, нельзя не сказать о художниках, работавших в театрах Хабаровска. у каждого свой театр выставка
Понятие «Театр» произошло от греч. «theatron» - что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в Древней Греции и только потом уже окрепла и проросла могучими корнями в сферу искусства в том значении, к которому мы привыкли. Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. Одной из главных составляющих этого процесса является театральная декорация. у каждого свой театр выставка
Театрально-декорационное искусство — яркая и содержательная страница советской художественной культуры. Пройденный им путь сложен, подчас противоречив, но постоянно наполнен борьбой за овладение новыми средствами театральной выразительности, за создание синтетического сценического образа, пронизанного идеями современности.
Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX—XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они привнесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).
Традиции, оставленные этими выдающимися мастерами русской театрально-декорационной классики, были продолжены и развиты в советском театрально-декорационном искусстве. Его новаторство было обусловлено новыми идеями, темами, образами, связанными с развитием драматургии и театра социалистического реализма. Выдающимися мастерами этого искусства стали художники, работы которых представлены на этой выставке.
Один из залов экспозиции посвящен работе в театре хабаровских художников – Кабановой Г.И., Сергиенко М.Е., Романова В.Е. у каждого свой театр выставка
Галина Кабанова родилась в селе Анучино Приморского края. В 1939 Галина Ивановна поступила в Ленинградское педагогическое училище. После первого курса, поехав домой на каникулы, узнала в поезде о начале Великой Отечественной войны.
Вернувшись в Ленинград после войны Галина восстановилась в училище. Но отсутствие жилья в голодном и разрушенном городе вынудили ее уехать. Узнав, что во Владивостоке открылось художественное училище, вернулась на Дальний Восток и поступила на театральное отделение. Именно здесь встретила она своего будущего мужа, друга и соратника, уроженца Артема, Михаила Сергиенко. В 1951 году они поженились. Дипломной работой Галины Ивановны были эскизы к оформлению оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, (руководитель С. П. Ясенков). Галина, окончив училище, уехала в Хабаровск, где устроилась в театр музыкальной комедии заведующей поделочным цехом. Михаил, будучи моложе, доучивался во Владивостоке. В 1951 году Михаил Сергиенко приехал в Хабаровск и поступил на службу в театр драмы вторым художником. На выставке представлены многочисленные эскизы к костюмам, выполненные Михаилом Сергиенко и сценографические эскизы Галины Кабановой. Одновременно с работой в театре оба художника были активными участниками различных выставок, занимались станковой живописью, постоянно выезжали на этюды. В одну из таких поездок в 1955 году 27 -летний художник Михаил Сергиенко утонул неподалеку от села Дада. Галина Кабанова стала членом Союза художников СССР и живописцем широкого жанрового диапазона.
Говоря о театральных художниках Хабаровска середины 20 века, нельзя обойти вниманием Василия Евтроповича Романова, связанного с театром не только профессионально. Романов родился в 1913 году в Ростове-на-Дону. В 1936 году поступил во Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде (педагоги Бернштейн, Непринцев, Бобышев). В 1942 году вместе с Академией художеств был эвакуирован в Самарканд, где в 1943 году защитил на «отлично» дипломную работу. Во время Великой Отечественной войны работал в Йошкар-Олинском драматическом театре, где познакомился со своей будущей женой актрисой Татьяной Проняковой. Вместе они приехали на Дальний Восток. Работали в Благовещенске в Амурском драматическом театре. Переехав в Хабаровск, Василий Евтропович стал главным художником оперетты, Татьяна Артемьевна - актрисой театра драмы. На выставке представлены сценография и эскизы к костюмам, выполненные В.Е. Романовым к балету «Спящая красавица». На конкурсе в Москве эти работы были отмечены в числе лучших. Портрет его жены, актрисы Проняковой – Романовой, экспонируемый здесь же, написан их дочерью, замечательной хабаровской художницей Викторией Романовой.
Главное фото: Г.И. Кабанова - Ожидание. Эскиз к опере «Иван Сусанин».
- Гравюры Иоганна Георга Вилля в коллекции ДВХМ - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».