Постоянные посетители Дальневосточного художественного музея несомненно обратили внимание на появление в экспозиции Русского отдела новой картины. На месте уехавшей на «гастроли» в Приморскую картинную галерею работы с изображением банкира Нентцеля кисти великого Ильи Ефимовича Репина, вниманию зрителей представлен портрет молодой женщины в белом, отделанном изящным кружевом платье, с ниткой жемчуга на шее и перчаткой в руке. Это – «Женский портрет» малоизвестного широкой публике художника Павла Васильевича Жуковского. Картина написанная художником в Париже, в 1876 году, поступила в музей из Государственного Русского музея в 1931 году. павел васильевич жуковский

Павел Жуковский родился в 1845 году во Франкфурте на Майне. Его отец, Василий Жуковский, – известный русский поэт, воспитатель Александра II, будущего императора, «ангел – хранитель» А.С. Пушкина, художник – график. Дед по матери, Елизавете фон Рейтерн – немецкий живописец близкий к кругу художников–назарейцев. Несмотря на то, что Павел родился, когда семья переехала в Германию, гимназию он закончил в Петербурге и затем жил недолгое время в Москве. Однако большую часть жизни Жуковский П.В. провел за границей. По состоянию здоровья уехав в юности в Европу, посещая Италию, Францию, Германию, Павел самостоятельно изучал живопись и архитектуру. В 1870-е годы обосновался в Париже, где стал членом «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже». Идея организации этого кружка, с которым связана целая эпоха работы русских художников во Франции, принадлежала художнику Алексею Боголюбову, известному путешественнику, маринисту и баталисту. В него входили постоянно жившие в Париже Репин И., Поленов В., Беггров А., Похитонов И. и др.Члены объединения, в том числе и П.В. Жуковский принимали участие в выставках парижских салонов, устраивали свои экспозиции и благотворительные вечера. Одна из картин Павла Жуковского экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.

Павел Жуковский, как уже говорилось, почти неизвестный на родине художник, тем не менее, хорошо знаком европейскому сообществу и связано это с именем великого немецкого композитора и дирижера, реформатора оперы Рихарда Вагнера. С женой Вагнера Козимой Павел Васильевич был знаком еще по Мюнхену. А знакомство с композитором состоялось в Позилиппо, близ Неаполя, где мастерская художника и вилла композитора находились по соседству. К тому времени Жуковский П.В. уже был членом популярного в Европе «Вагнеровского общества». Спустя всего месяц после знакомства Вагнер заказал художнику, портрет жены, а затем решил доверить ему и оформление своей последней оперы «Парсифаль». «Гений, который пишет с чувством» – так характеризовал Вагнер Жуковского. В последние годы жизни композитора Павел Васильевич был его самым близким другом и первым среди русских художников, оформлявших постановки вагнеровских опер. После смерти Вагнера, Жуковский возвращается в Италию, а затем уезжает в Германию, где в городе Веймаре ему предоставили мастерскую в местной Академии художеств.

П.В. Жуковский - Женский портрет

После убийства Александра II по настоятельной просьбе нового императора Павел Васильевич возвращается в Россию, где ведет активную общественную жизнь, непосредственно связанную с историей отечественного искусства. Он был одним из главных советников Александра III, который высоко ценил художника и заказывал ему портреты членов семьи. Поскольку Жуковский, «выдающийся дилетант», как называли его современники, не имел профессионального образования и был самоучкой, в 1869 году, в знак оценки его творческих достижений, Академия присваивает художнику звание Почетного вольного общника, а в 1893 году Павел Васильевич становится действительным членом Императорской Академии художеств. Он работает в манере так любимых им художников эпохи Возрождения, пишет портреты и картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. При его участии разрабатывается проект памятника Александру II в Московском Кремле, делается внутренняя роспись здания Музея изящных искусств. Будучи председателем Совета Строгановского художественно-промышленного училища в Москве, немало делает Жуковский для развития в России художественного образования. и музейного дела. Являясь членом многочисленных художественных Обществ, Павел Васильевич не оставляет своим вниманием и музейное дело. Богатейшее собрание семьи, в котором находятся рукописи Пушкина А.С., архивы отца художника, картины и рисунки Брюллова, Иванова, Кипренского, Лермонтова, Жуковский приносит в дар созданному в Санкт-Петербурге Пушкинскому музею (ныне Пушкинский дом). Он занимается реставрацией зданий Московского Кремля и активно участвует в создании Русского музея в Петербурге и Музея изобразительных искусств в Москве. В г. Белево Тульской губернии, откуда родом Жуковские, Павел Васильевич организовывает музей, в который передает ряд своих произведений и который был назван его именем. К большому сожалению, этот музей был разрушен и разграблен в годы Великой Отечественной войны.

После революции 1905 года Жуковский возвращается в Германию, где и проводит последние годы своей жизни. В силу исторических обстоятельств произведений этого художника дошло до наших дней совсем немного, да и большинство из них находится в зарубежных частных собраниях. Тем радостней знать, что одну из сохранившихся до наших дней картин Павла Жуковского можно увидеть в залах Дальневосточного художественного музея.

Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ