Одеяния шаманов Приамурья в собрании Дальневосточного художественного музея
Шаманизм – явление духовной и материальной культуры народов с первобытным укладом. Шаман – фигура, представляющаяся современному человеку в виде необычно одетого аборигена с бубном, который может взаимодействовать с миром духов. Само наличие мира духов отсылает нас к такому верованию, как анимизм (от лат. «анима» – дух, душа) – вере в существование души у человека и у других природных объектов. Английский этнограф Эдвард Бёрнетт Тайлор считал анимизм самым древним верованием, которое лежит в основе любой религии. В наше время анимизм распространен в Африке, Америке, Океании, Азии. В России анимистами остаются саамы, ханты, якуты, манси, ненцы, и конечно же, народы Приамурья. одежда шаманов
Шаманизм (от эвенкийского слова «шаман») – это способ общения определенного народа с потусторонним миромчерез «посредника» – особенного человека, обладающего способностью к такому общению. Ритуальные действия шамана – это камлание, в результате которого либо духи вселяются в тело шамана, либо его душа отправляется в мир духов для решения насущных проблем.
Шаманские практики, как можно догадаться, требовали не только духовных усилий, но и определённой атрибутики, помогающей шаману в его странствиях по тонким мирам. Изготовление предметов шаманского обихода, как и сам шаманизм, неотъемлемы от культуры дальневосточных аборигенов, такой пласт не мог не привлечь внимания во время формирования коллекции народного искусства Дальневосточного художественного музея, так как во многом такие предметы имеют не только этнографическую ценность, но и ценность художественную.
Шаманские артефакты и предметы анимистического культа нанайцев, ульчей, удэгейцев, нивхов и других народов Приамурья благодаря исследованиям аборигенной культуры Приамурья позволяют понять, как эти народы воспринимали мир через миф. Из всех исследователей хочется выделить Анну Васильевну Смоляк, посвятившую многие годы исследованию шаманизма на Дальнем Востоке России, на её трудах основывается данная статья. одежда шаманов
А.В. Смоляк классифицировала шаманские атрибуты физического мира следующим образом: 1) пояс; 2) металлические диски толи, подвешивавшиеся на грудь, спину или к поясу; 3) бубен с колотушкой; 4) различные посохи; 5) священные столбы, иногда с жертвенником; 6) вместилища духов (сэвэны). одежда шаманов
Дальневосточный художественный музей обладает большой и многообразной коллекцией шаманской атрибутики. Поэтому в данной заметке рассматриваются только элементы костюма, присутствующие в собрании ДВХМ. Сразу уточним, что приамурские шаманы действовали не в одиночку, в мире духов им помогали духи-помощники, и это всецело отображалось на комплекте одежды шамана. одежда шаманов
Из одежды приамурских шаманов в ДВХМ имеются: халат, юбка, два головных убора, шаманский пояс, шаманский воротник, ритуальные нагрудники. Помимо этого, в коллекции присутствуют два рисунка удэгейских шаманских халатов.
Халат (главное фото, рис.1),созданный в 1940-е годы и принадлежавший ульчской шаманке, имеет простой покрой и короткие рукава. От обычного халата его отличают аппликативные изображения духов-помощников, сопровождающих шаманку в странствиях по миру духов, и нашитые в районе лопаток перья. Количество и вариации духов не велико. На спинке от лопаток и до плеч симметрично вьются два дракона с красной «гривой». Между их хвостов по центру халата нашиты 3 антропоморфных силуэта из рыбьей кожи. Фигуры держатся за руки. Центральный, более крупный, увенчан головным убором конической формы, плечи боковых фигур украшены красной бахромой, центральной фигуры – чёрной. Мы видим, что халат достаточно скромный, две змеи по его передним полочкам, возможно, имели лечебное значение и вторили по смыслу нагруднику, сшитому из одинаковых полос ткани, на которых тоже изображались змеи (рис.2).
Из трудов А.В. Смоляк мы узнали, что женская шаманская юбка (рис.3, рис.4) из собрания музея принадлежала ранее Алтаки Ольчи из села Булава. На юбку нашиты изображения хтонических духов и драконов. Большинство аппликаций выполнены из рыбьей кожи.
Поверх юбки шаманы часто надевали пояс (янгпант) (рис.5), увешанный металлическими конусами (конггоро). Такой атрибут крепился к спине и при камлании издавал звон, отпугивающий злых духов. Металлические конусы, по поверью, шаманы извлекали изо рта во время «шаманской болезни», которая по сути являлась чем-то вроде инициации шамана. По преданию, первый шаман добыл эти конусы (и ещё некоторые предметы) на Мировом древе, но пока шёл домой, мешок его порвался и предметы разлетелись по миру и, проникнув в других людей, сделали их шаманами.
Также пояс могли дополнительно украшать всевозможным металлическим декором. Достаточно интересны гарды японских, корейских, китайских мечей, не использовавшихся малочисленными народами Приамурья. Также пояс играл спасательную роль для шамана. Во время поминок, когда шаман отправлял души умерших в загробный мир, к поясу подвязывали ремешки, за них шамана держали участники обряда, которые должны были вытащить шамана, если бы души умерших его начали затягивать в Мир мёртвых.
На голову ульчские и нанайские шаманы средней силы надевали шапки, сплетённые из ритуальных стружек (рис.6). Такая шапка представляла собой обруч, к которому прикреплялись скрещивающиеся на макушке полосы, всё это изготавливалось из стружки, заплетённой в косичку. Обычно такие головные уборы также обвешивались изображениями духов, в форме птичек, медвежат, тигрят, змей. К шапочке крепилась палочка с красным флажком, который «приносил свет».
Как мы видим, одеяние приамурских шаманов не изобиловало традиционными спирально-ленточными узорами, основная их функция – помощь в исполнении шаманом обязанностей, которые на него возложили духи, возможно, поэтому шаманская одежда украшалась (а в традиционном понимании – усиливалась) именно ими(духами). Следует также отметить, что изображения эти весьма условны, каждая фигура стоит обособленно от других, но расположения, в основном, подчиняются правилам симметрии, как это принято в повседневной и праздничной одежде обычных приамурчан. Расположение духов по вертикали отчасти согласуется с трёхчастной структурой мира, в которую вписывалось как родовое (оно же Мировое) древо, так и представление о человеке. То есть мир, как и древо, поделённый на Нижнее (Подземное), Среднее (Земное), Верхнее (Небесное) царства, вмещал в себя бестелесных существ, проживающих на соответствующих им ярусах мироздания. Духи, имеющие вид антропоморфных существ и летающих существ в виде бабочек, птиц и других крылатых, находились на верхнем, небесном, ярусе (ветках древа), духи в форме хтонических созданий – в нижнем ярусе (под корнями) и т.д. И человек(шаман), синонимизируясь с анимистической моделью мира, отражал это в костюме. Нижние элементы комплекта шаманского костюма украшаются преимущественно духами Нижнего мира, на халатах мы видим духов Среднего мира и антропоморфные фигуры (возможно, это главные помощники или покровители шамана), на головном уборе – птиц.
Как уже упоминалось в статье о «сэвэнах»,духи имели двойственную природу и могли как помогать людям, так и причинять им вред. Возможно, в процессе своей шаманской деятельности шаманы как нашивали, так и срезали изображения своих духов-помощников, которых они то приручали, то теряли в процессе камланий. Это объясняет отсутствие всезаполняющего спирально-ленточного орнамента на одежде. Ведь шаманы не знали, каких и сколько духов им придётся разместить на том или ином элементе костюма. А так как у узоров была также сакральная функция «запутывания духов», излишнее декорирование было вообще неприемлемым.
Кроме одежды шаманов, собрание ДВХМ располагает и другими атрибутами шаманского культа. О них мы расскажем в следующей заметке.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото: Неизвестный мастер - Халат женский шаманский
- «Северная тема» в офортах Евгении Эвенбах - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».