Иван Леонидович Калмыков, чью работу «Весна» хабаровчане могут увидеть в ДВХМ, поистине замечательный русский художник-пейзажист и человек удивительной судьбы. Однако имя этого художника сегодня, увы, почти незнакомо абсолютному большинству любителей искусства в России, а в архивных документах нет даже его фотографии. А между тем, художественный критик и историк искусства Александр Бенуа причислял его к наиболее одаренным и талантливым последователям знаменитого пейзажиста Левитана.художник калмыков

Тяга к живописи

Иван Леонидович родился 26 января 1866 года в Новочеркасске в семье казака — сотника Леонида Ивановича Калмыкова. Увлекался Ваня рисованием с раннего детства, мечтая стать профессиональным художником. После окончания Новочеркасского реального училища хотел сразу уехать в Москву - учиться живописи. Но родители были категорически против против такого жизненного выбора. Следуя воле отца, Иван на два года задержался в Новочеркасске, но позже все равно самовольно уехал в Первопрестольную.

Калмыков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были: Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Евграф Сорокин, Василий Поленов, чье влияние особенно чувствуется в раниих работах художника. В 1889 году после успешного окончания училища Иван Калмыков уезжает в Феодосию, где берет уроки у Ивана Константиновича Айвазовского. художник калмыков

Деревня весной. 1896, холст, масло

Познавая белый свет

Позже возвращается в Москву, где постоянно проживает и работает. В начале XX века Калмыков много путешествует в поисках натуры и новых тем. Посещает Италию, Швейцарию, Японию, Индию, Африку. Большое число эскизов, выполненных художником в это время, легло в основу его будущих полотен. Тогда же Иван Калмыков участвовал в российских выставках Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, ежегодных весенних выставках в залах Императорской Академии художеств, а также в зарубежных выставках в Вене, Мюнхене и Риме. В 1904 и 1908 годах прошли его персональные выставки в Москве, а в 1912 году выставка графических работ состоялась в далеком Хабаровске.

В 1912-м Калмыков увлекся декоративной керамикой и создал в Москве декоративно-художественную и облицовочную мастерскую, а весной 1914 года он переехал в Пятигорск, где открыл керамическую мастерскую «Закал». Здесь он занимается созданием керамических икон, отделкой керамикой фасадов особняков и дач Пятигорска.

В конце 1916 года, будучи преподавателем Московского Строгановского училища, Иван Калмыков был отправлен в командировку в Сиам (будущий Таиланд) с целью сбора художественных артефактов для музея училища. По пути следования он снова побывал на Дальнем Востоке и организовал персональные выставки в Хабаровске, Владивостоке и Иркутске.

Октябрьский переворот Иван Леонидович не принял, он считал насильственный, революционный захват власти большевиками глубоко противозаконным. Судьбе было угодно распорядиться так, что в новую Россию Калмыков уже никогда не вернется.

Он уехал в Шанхай, затем в Индию, где некоторое время работал придворным художником у местного влиятельного раджи. В разгар массовой кампании против оккупационного британского правительства Калмыков переехал в Австралию, а оттуда в Соединённые Штаты Америки.

Волга. Облака. 1898, холст, масло

Прощание и память

В Сан-Франциско он становится одним из первых русских художников, устраивающих свои персональные выставки. В 1923 году Калмыков передал коллекцию произведений художественной галерее Сан-Франциско при условии того, что в случае, если новое правительство России будет признано правительством США, опекуны коллекции должны будут перевезти работы в Россию. Он завещал все свои работы и коллекции музею Строгановского училища в Москве. Умер художник в Сан-Франциско в 1925 году. Увы, завещание художника так и не было выполнено…

Калмыков работал в разных техниках, на протяжении всего периода своего творчества много экспериментировал, но предпочтение всегда отдавал работе маслом и акварели. Увлекался современными живописными новациями, но в целом, оставался верен школе русского реалистического пейзажа конца ХIХ века.

Работы Ивана Леонидовича Калмыкова имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Астрахани, Иркутска, Липецка, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Хабаровска, Алматы, а также Национальной галерее современного искусства в Риме.

Музейная работа «Весна», написанная в 1899 году, поступила в Дальневосточный художественный музей в 1931 году из Государственного Русского музея.

Елена Боброва,

специалист по просветительской деятельности ДВХМ Главное фото: Весна. 1899, бумага, акварель


  • Величественные пейзажи Ивана Шишкина в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».