В собрании Дальневосточного художественного музея находится 11 работ известного русского и советского художника Ростислава Николаевича Барто, которые были переданы музею автором. творчество барто

Родился он в 1902 году в семье инженера Николая Ричардовича Барто. С детства увлекался искусством и музыкой, в 1920 году окончил Советскую трудовую школу 2-й ступени Городского района (бывшее Московское реальное училище Воскресенского). В 1922 году Барто поступил на графическое отделение Вхутемаса и стал студентом В.А. Фаворского, но после второго курса перевёлся на живописное отделение. Здесь он оказался одним из первых учеников в классе А.В. Шевченко. Несколько лет ученичества и близкой дружбы с этим замечательным художником и педагогом на долгие годы определили творческий почерк Ростислава Барто. творчество барто

Ростислав Николаевич Барто

Уже на факультете молодой художник заметно отличался от большинства студентов. Он был значительно лучше подготовлен и просто более образован. К нему тянулись соученики, у него было много товарищей. Один из них, Р.А. Акбальян, вспоминал о нём: «Он был мастер рассказывать весёлые истории и вокруг него толпились студенты всех трёх курсов. Чувствовалось, что задолго до того, как он пришёл во Вхутеин, он был уже художником. И в области изобразительного искусства его познания были гораздо шире и глубже, чем у многих его сверстников». творчество барто

Постепенно Барто уходит от живописи маслом и темперой и сосредотачивается на станковой графике, прежде всего - на монотипии*, которую известная художница Е. Кругликова называла «живописью в манере эстампа». Его работы, начиная уже с предвоенных лет, совершенно свободны от подражания Шевченко. В каждой вещи теперь чувствуется почерк Мастера, индивидуальная творческая система.

Любя Тернера, Ростислав Николаевич отдавал всё же предпочтение не европейской, а восточной школе графики и живописи — не натурной, а иероглифически скупой. «Японцы, - говорил он, - не списывают природу, а учатся у неё точно и целесообразно творить». Его учитель Фаворский, дожив до глубокой старости, говаривал: «До сорока лет художников много, после сорока — единицы». Он как бы скидывал с себя слой за слоем, подбираясь к сути. Монотипию выбрал путём к этой цели. Сюда сходились тропы его вкуса, опыта, характера, художественного склада.

Барто Р.Н. Пейзаж с деревьями. 1971. Монотипия, доработка.

Работал Ростислав Николаевич очень быстро, с уверенностью, которая давалась многолетним опытом. Если он бывал в форме, то за день делал иногда до трёх монотипий. Тут важно было не только блестящее знание техники, но, главное, наличие богатейшей фантазии. Никаких подготовительных набросков он никогда не делал. Всегда это была блестящая, свободная импровизация. В его голове образы так и роились. Это были впечатления от природы, портреты по воспоминаниям и, если так можно выразиться, воспоминания о культурах прошлого.

Технику монотипий Барто довел до такого изумительного совершенства, которого мы вряд ли найдем у других художников. Он любил, знал и чувствовал возможности своих материалов и инструментов как симфонист знает все «голоса» большого оркестра.

Особый период творчества Ростислава Барто приходится на начало 60-х годов ХХ века. Последние полтора десятилетия его жизни - это царство монотипии в техническом смысле и царство природы - в сюжетном. Натурные штудии сменялись импровизациями, подготовительные листы сопровождали почти каждую монотипию; монотипии складывались в серии, а серии сменяли одна другую. Трудоспособность художника была фантастической: иногда в день он выполнял свыше десятка оттисков, причем они никогда не бывали «случайно красивыми» - предсказуемость результата была для Барто твердым правилом. Другое правило - непременный романтический подъем, душевное волнение в процессе работы. «Жизнь может и не быть выразительной, - писал художник, - но искусство обязано быть выразительным! В этом его правда!»

Умер Ростислав Барто 1 июля 1974 года. Похоронили художника на Введенском кладбище в Москве.

Сегодня его произведения входят в собрание крупнейших музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Дрезденского кабинета гравюры.

*Монотúпия (др.-греч. µóνος — один, единственный, др.-греч. τυπος — изображение, отпечаток) — разновидность графического искусства и техники печатной графики, не являющейся гравюрой. Изображение в этой технике наносится художником кистью масляной или типографской краской на плоскую металлическую пластину, с которой производится печать на увлажнённую бумагу под давлением на офортном станке. Гравирование в технике монотипии отсутствует, так же, как и возможность тиражирования. Печатная форма остаётся плоской, с неё можно получить только один качественный отпечаток (отсюда название), второй получается бледным. После печати краска смывается и художник может использовать металлическую пластину вторично, но для иного изображения.

Главное фото: Барто Р.Н. Моросит. начало 1960-х. Автолитография


  • Величественные пейзажи Ивана Шишкина в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».