«Свет рождества» в собрании Дальневосточного художественного музея
Библия веками была источником вдохновения для мастеров разных стран и эпох. Вопросы, которые она ставит перед нами, не имеют границ ни во времени, ни в пространстве. К религиозному жанру, когда-то едва ли не ведущему в изобразительном искусстве, современные художники обращаются довольно редко. михалевич
Александр Михалевич – один из тех, чье искусство - это размышления о поисках истинного предназначения человеческой жизни, об истоках добра и зла, это призыв к состраданию и терпению, стремление к красоте человеческой души.
Михалевич Александр Владимирович родился в 1951 году в г. Бикин. В 1976 г. окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Учился у Д. Романюка, Е. Фентисова, С. Золотарева. С 1976 по 1981 г. работал преподавателем в ХГПИ. В данное время – главный экспозиционер Дальневосточного художественного музея. Участник краевых, региональных и всероссийских выставок. В 2001 г. награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
Сейчас в музее проходит его персональная выставка «Свет рождества» (6+). Все работы этой выставки связаны с теми событиями, глобальными и частными, которые происходят в жизни каждого человека, своеобразная попытка соединить духовное, божественное начало в человеке с его повседневной суетной жизнью. Будучи православным человеком, Александр Михалевич нашел единственно возможную для себя эстетику, которая в своих категориях о Земном подразумевала бы Небесное и, напротив, в категориях о Небесном подразумевала бы Земное.
Именно эта идея объединяет все работы данного проекта, одной из которых является «Вербное воскресенье» (2005). Глазами художника смотрим мы на панораму родного города, на крыши домов и храмы и вместе с автором задаемся вопросом: «Если есть храм земной, должен же быть и небесный?». И вот уже перед нами – торжественный въезд в Иерусалим Иисуса Христа.
Художник с удивительной настойчивостью выписывает мельчайшие детали, стремясь с максимальной точностью передать тончайшие особенности фактуры, формы и цвета каждого предмета. Небольшим и почти неприметным деталям мастер уделил такое же пристальное внимание, как и главным персонажам, все здесь символично, а потому заслуживает самого тщательного изучения. Язык иносказания характерен и для Библии, где сложные и глубокие понятия духовной реальности выражаются при помощи символов, аллегорий.
Александр Михалевич не просто продолжил символическую традицию, но расширил и обогатил её. Казалось бы, противоположные понятия реализма и символизма не вступают в противоречие в его работах, а являются неотъемлемой частью его творческого процесса и облегчают нам понимание того, что хотел донести до нас художник.
Каждая деталь его картин обладает символическим значением. Так, например, гранаты – символ Израиля, хлеб, виноград и вино – символы жизни и компоненты Причастия, финики – символ избранных, получивших благословение на Небесах, оливки – символ очищения. На многих работах присутствует Добрый Пастырь – символическое изображение Иисуса Христа, пытающегося спасти людей, увязших в грехах и суете мира сего (агнец на его руках). Глубоко символично и полотно «Верую», где руки на концах креста и голубь –изображение Святой Троицы, а среди двенадцати рук на первом плане, подразумевающих апостолов, - роза в маленькой ручке ребенка – образе любви, чистоты и открытого сердца. На картине «Несение креста» именно детские ножки – единственный статичный элемент среди бегущих мимо взрослых ног и лиц, отвернувшихся от Христа, призывающего каждого: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Только ребенок и человек с молитвословом (автопортрет художника) проникнуты ощущением присутствия божественной силы. Центральный образ картины «Спаси, Господи, люди Твоя» - девочка со свечой как знак чистоты, невинности и безгрешности.
Выставка для художника – это всегда откровение, это всегда попытка поговорить на темы, волнующие автора, донести до зрителя свое видение окружающего мира. И в этом плане квинтэссенцией данного проекта является работа «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Ноев Ковчег, из которого вырастает древо цивилизации, окруженное духовными и техническими достижениями, святостью и грехопадением, великими людьми и зловещим символом краха – ядерным взрывом. Краха, который наступает, когда люди теряют духовные ориентиры и порывают с вечными ценностями. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас.
Выход из тупика, по мнению автора, - в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной основе. Александр Михалевич делает то, что все художники делали на протяжении веков: исследует, критикует, преобразует все, с чем он сталкивается в этой жизни. Он далек от нравоучений и морализации. Он пишет больше, чем картины, – целый мир, свою, отличную от других, реальность, которую на этой выставке может ощутить любой желающий.
Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: А. Михалевич - Вербное воскресенье
- «Рождество Христа» в собрании Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».