21 мая 2021 года исполняется 550 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера – одного из величайших мастеров Северного Возрождения. Дальневосточный художественный музей отмечает это событие, открывая выставку «Посвящение Дюреру». альбрехт дюрер

Альбрехт Дюрер - Св. Варфоломей

Среди 32 гравюр западноевропейских мастеров XV–XVII веков из собрания музея, экспонируемых на выставке, несомненно, выделяются две работы самого Дюрера – «Прогулка» и «Святой Варфоломей».

Они выполнены в технике резцовой гравюры, при которой рисунок на металлическом листе создается с помощью резца, затем в углубления вбивается краска и осуществляется печать. При таком способе можно распечатать до полутора тысяч качественных оттисков. Поэтому оба листа Дюрера из собрания музея – не редкость, но сам факт обладания предметами искусства, созданными одним из крупнейших европейских художников, ставит коллекцию музея в один ряд с мировыми сокровищницами искусства.

Полное название «Прогулки» – «Молодая пара на прогулке, сопровождаемая Смертью, или Прогулка». В конце XV века, когда по всей Европе бродили слухи о неизбежном конце света, а предчувствие гибели, как всегда на сломе веков, было обостренным, 27-летний Дюрер создает одну из самых известных своих гравюр на популярнейшую тогда тему быстротечности жизни – memento mori (помни о смерти).

Лица молодой пары, гуляющей за городом, не освещены светом любви и радости встречи. Природа вторит их «одиночеству вдвоем»: дерево с облетевшей листвой, колючая трава негостеприимно принимают пару, гуляющую за городом. За стволом дерева прячется третья, но не по степени важности, героиня гравюры – костлявая Смерть. В музейном листе, потерявшем чуть больше сантиметра по правому краю, мы видим лишь ее ногу и фрагмент драпировки. Но и этого достаточно, чтобы понять главную тему гравюры, актуальную еще со времен Средневековья. А рядом с ногой Смерти – равнобедренный треугольник с тремя точками у своих сторон, символ Триединства Божия, и это, несомненно, можно истолковать как признание, что «всё в руках Божиих». альбрехт дюрер

Альбрехт Дюрер - Прогулка

А за несколько лет до смерти, в 1520-е годы, Дюрер создает цикл гравюр, посвященный святым Христофору, Симону, Филиппу. Все они демонстрируют свойственное мастеру в ту пору стремление к простоте и величавости. В 1523 году, за пять лет до смерти, Дюрер обращается к созданию образа святого Варфоломея.

Святой Варфоломей (в Евангелии от Иоанна – Нафанаил) – один из двенадцати апостолов Христовых. По преданию, он благовествовал в городах Малой Азии, в Месопотамии, в Персии, в Индии, в Армении, где мученически погиб. Сначала его распяли вниз головой на кресте, затем с него живьем содрали кожу, затем отрубили голову.

Альбрехт Дюрер изображает Cвятого Варфоломея в соответствии с преданиями: в виде бородатого мужа пожилого возраста в длинном одеянии, закутанным в плащ, с книгой (Евангелием) и ножом как напоминанием о его мученической смерти. Дюрер представляет истинно ренессансное решение образа апостола: его взгляд, крепко сжатая кисть служат воплощением мужественной силы, красоты духа и святости «тайного сокровища сердца». Этот лист – свидетельство поиска и утверждения художником положительного идеала человека.

В двух гравюрах Альбрехта Дюрера из собрания Дальневосточного художественного музея отражены ведущие темы его творчества: наполненные средневековым мистицизмом размышления о фатальности смерти и в то же время – гуманистические идеалы итальянского Ренессанса, впервые перенесенные Дюрером в родную Германию.

А. А. Фролова, заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Ещё интересное: «Картины, ради которых стоит посетить Дальневосточный художественный музей» - ссылка.

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».