Орнаментальные панно Людмилы Уламовны Пассар в коллекции Дальневосточного художественного музея
Людмила Уламовна Пассар, член Союза художников России, родом из села Найхин Нанайского района, переняла любовь к родному нанайскому языку и искусству ещё в раннем детстве от бабушки Боли́. С семи лет девочка уже вырезала орнаментальные композиции на высоком художественном уровне. Высшее образование Людмила Уламовна получила в Ленинграде, на художественно-графическом факультете Государственного педагогического института имени Герцена. Получив академические знания в области изобразительного искусства, художница продолжила свои изыскания в изучении и ретрансляции национального орнамента, а также в исследовании истории нанайских родов. Её дипломная работа рассказывала о истории рода Самар. пассар
Орнаментальные панно Л. У. Пассар, основанные на фольклоре нанайцев, посвящены их родовым тотемам. Произведения Людмилы Уламовны украшают коллекции Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре и, конечно же, Дальневосточного художественного музея. Последний хранит в собрании народного искусства Приамурья тринадцать её работ.
Четыре панно Л. У. Пассар представлены на выставке «Приамурский орнамент». Они посвящены тотемам родов Пассар (рис.1), Дигор (рис.2), Самар (рис.3), Бельды (рис.4). Бумажные и берестяные аппликации иллюстрируют древние сказания о происхождении нанайских родов от тотемных первопредков, выходцев из животного мира, мира духов, неразрывно связанных с природой. Род Самар произошёл от коршуна (или орла), Дигор – от медведя, Бельды – от тигра. В орнаментальных вырезках из берёсты или рыбьей кожи в динамике линий оживают легенды. Тончайшая вязь узоров сплетает сказочные силуэты птиц, рыб, спиралей, драконов, близкие по характеру и стилю образцам ХVIII — начала ХХ века. Но это не подражание, это преемственность эстетических взглядов и национального сознания.
Вот к примеру сказание о происхождении рода Пассар:
У маньчжурского императора была дочь, которая таинственным образом забеременела. По словам принцессы, к ней никто не приходил. Только два или три раза снился великий шаман Чоронку. Император приказал убить Чоронку. Шаману отрубили голову, но Чоронку ожил и пошёл ловить морского хозяина, чтобы отдать его голову императору и получить его дочь себе в жены как награду. В это время его нашли слуги и опять отрубили голову. Но Чоронку ожил и продолжил свое занятие. Морской хозяин постоянно срывался с крючка. Отчаявшись, шаман велел родственникам уплывать от гнева императора по течению Хунгари на Амур «…когда выпадет снег выше лыж, поставленных стоймя». Родственники шамана послушались его совета и ушли, когда выпало достаточно снега. После их ухода Чоронку открыл секрет своей жизни: его дух находился в большом пальце левой руки. Слуги императора отрубили ему большой палец, а после и голову в последний раз. Освободившийся дух Чоронку превратился в орла и последовал за родственниками. В то же время император изгнал дочь. Девушка присоединилась к роду Чоронку. Душа шамана вселилась в ее тело и повела род. пассар
Потом принцесса родила семь детей. От них пошли ветви рода, расселившиеся по течению реки: Удинкан, Донкан, Маринкан, Пермука. Последняя ветвь тех, кто сошёл на берег позже всех, назвалась Пассар. Их еще называли «Пукси» (сердитый, твердый). Именно Пассары считают своим покровителем шамана Чоронку Хоралта (вновь оживший, не умирающий). Небесные драконы венчали голову шамана и были покровителям Чоронко и его рода.
На панно (рис. 1), иллюстрирующем тотем рода Пассар, – геральдические изображения пары драконов, ведающих всеми уровнями Мирового Древа. В хитросплетениях линий вокруг драконов можно увидеть стилизованные изображения рыб, что, возможно, намекает на длительное странствие по Амуру. Если же присмотреться к драконам, то их головы напоминают шаманские маски-личины, а на передних лапах отсутствует один палец. То есть дракон на панно отождествляется с родом и его прародителем. Такое перетекание образов, отражённое в искусстве, – одна из характерных особенностей мышления приамурских аборигенов, продиктованная, очевидно, близостью с окружающей природой.
В приамурском орнаментальном искусстве существуют как закон преемственности, так и закон неповторимости. Мастер, ретранслируя в орнаменте переданные ему предками элементы, не должен повторять произведения предыдущих поколений мастеров и мастеров-современников.
Таким образом, по орнаментальному стилю можно идентифицировать художника. В берестяных орнаментах Людмилы Уламовны Пассар прослеживается тенденция к органичному соединению орнаментальных канонов и мифологических традиций нанайцев с уникальным авторским исполнением.
Можно сказать, что работы Л. У. Пассар – это гимн народному искусству, воплощение тайн шаманизма: это не только родовые тотемы и духи-проводники, здесь художник предстаёт как шаман, врачующий человеческие души. Владея магическими смыслами древнейшего амурского искусства, она объединила литературное и декоративно-прикладное творчество, перевела на орнаментальный язык символы, насчитывающие много столетий.
Ковальчук А.М., специалист ДВХМ
- «Приамурские текстильные ковры в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».