Художник Иван Ефимов – изобретатель новых форм
«Особенный художник... Не скульптор, а изобретатель новых форм», - так говорил замечательный русский график Владимир Андреевич Фаворский о своем друге Иване Ефимове. Две работы этого самобытного художника есть и в коллекции Дальневосточного художественного музея. Иван Ефимов
Выдающийся русский и советский художник Иван Семенович Ефимов (1878—1959) родился в Москве. Художественное образование получал в частной художественной студии Н.А. Мартынова и частной художественной школе Е.Н. Званцевой. Затем продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова и С.М. Волнухина. В 1908–1911 годах совершил ряд поездок по Европе - Италия, Испания, Англия. Учился в Париже, где был членом кружка русских художников «Монпарнас».
Этот уникальный человек занимает особое место в русском искусстве благодаря многогранности своего таланта. Он – и скульптор-анималист, и книжный график, прекрасный рисовальщик и керамист, автор художественной игрушки и так называемых сквозных рельефов (что-то вроде скульптурной графики). Вместе со своей женой Ниной Яковлевной они создали «Кукольный театр художников Ефимовых», в котором они были и художниками, и режиссерами, и исполнителями. Ефимов возродил старую русскую куклу-петрушку и разработал новаторский принцип «тростевых» управляемых кукол. Театр Ефимовых играл спектакли в Москве, Подмосковье, часто гастролировал по городам и селам Тамбовской губернии.
Тамбовские бабы как образ заинтересовали Ефимова благодаря его жене Нине Яковлевне Симонович. «Я считал - ну, бабы и бабы, и писать их не к чему... Она мне их открыла…» - писал художник. Впервые он привез жену в Тамбовскую губернию в 1911 году, после возвращения их из Парижа. Нину Яковлевну поразили тамбовские женщины, в которых она увидела благородную красоту лиц, почти греческую, античную торжественность поступи, когда эти бабы и девки, в своих тяжелых одеждах с многочисленными складками, шли по ярмарке. Посоветовала мужу: «нет таких красок ни в акварели, ни в масляной живописи, такие зеленые юбки, красные кофты, груди, завешанные янтарем, сзади парчовое солнце. Ты сделай в фарфоре» (Симонович-Ефимова, Н.Я. Записки художника. - М., 1982). Иван Ефимов
«Тамбовская невеста» («Тамбовская девка») и «Тамбовская баба» - работы И. Ефимова из коллекции Дальневосточного художественного музея. Обе скульптуры сделаны автором в 1914 году. «Тамбовская девка» - степенная, крепкая и белолицая, с длинной косой изображена в рост. То ли она стоит, то ли идет, плавно переступая ногами, «плывет», как говорят о такой походке. Вся она - монолит, красочная пирамида: небольшая миловидная головка гладко причесана на прямой пробор, шея закованная в янтарь, с округлых плеч стекают расширяющиеся книзу рукава темно-красной кофты, объединяя руки с массивным колоколом темно-зеленой юбки, сплошь покрытой пышными складками.» (А. Б. Матвеева. Из книги «И. С. Ефимов»).
И совсем другой образ – беременная крестьянка, сложившая руки на животе. «Я увидел ее беременную в нашей Тюшевской церкви. Она не позировала, - вспоминал Иван Семенович, - делал по памяти... и удивительно, что лица девок все уверенные, мордастые, а у баб - проработанные горем, вытянуты желудем и наполнены печалью...». Именно в этот период сложилось его творческое кредо как скульптора – интерес к работе с крупными формами, различными материалами и убежденность в необходимости введения цвета скульптуру. Иван Ефимов
Своих крестьянок мастер отливал в Конаково на фаянсовом заводе. Впервые Ефимов приехал в село Кузнецово на Тверскую фарфоро- фаянсовую фабрику Товарищества М.С. Кузнецова, как тогда называли Конаковский фаянсовый завод, в 1906 году, когда у него возник замысел выполнить в фарфоре барельефы. «С тех пор Ефимов часто обращается к услугам Кузнецовской фабрики, а затем и Конаковского фаянсового завода. У него, как он сам говорил, «потекли фарфоровые мысли».
В фаянсе он увидел такой материал, который как никакой другой органически соединяет в себе форму, объем и цветность, причем то и другое естественно дополняют друг друга, создавая неповторимые реалии мира искусства. Это он по призыву И.Г. Фрих-Хара в начале 30-х годов вместе с выдающимися советскими художниками В. А. Фаворским, С. Д. Лебедевой, М. П. Холодной и другими закладывал фундамент современной художественной лаборатории, а вместе с ней фундамент Конаковской школы и декора фаянса и майолики. Творчество Ивана Семеновича в фаянсовой скульптуре в 1937 году отмечено золотой медалью Парижской Всемирной выставки (Лубов Г. Ефимов и Конаковский фаянсовый завод. 1978).
Коновалова О.Г, зав. Сектором отечественного искусства ДВХМ
- Материал по теме: «Статуя Гермеса из собрания Дальневосточного художественного музея»
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».