«Святое Семейство» Аннибале Карраччи из собрания Дальневосточного художественного музея
Итальянский живописец Аннибале Карраччи (1560–1609) сыграл важнейшую роль в формировании путей европейского искусства XVII и последующих веков. Вместе с братьями Агостино и Лодовико в 1585 году он основал в родной Болонье «Академию вступивших на правильный путь». святое семейство
Братья строили систему обучения по элективному принципу, с ориентацией на лучшие образцы искусства античности и Ренессанса, акцентируя внимание на важность наблюдения и изучения природы. Ими были выработаны формулы создания идеального произведения искусства, построенного на принципах уравновешенности, разумности, гармонии. Несколько веков европейское искусство опиралось на постулаты, сформированные болонской Академией.
Аннибале Карраччи, стремившийся в своем искусстве брать лучшее у лучших, испытал сильнейшее влияние художественной манеры Рафаэля. Это касается и изображений Святого Семейства, в которых великий урбинец открыл новые способы построения композиции. Переехав в Рим и увидев там рафаэлевские произведения и подпав под их обаяние, Аннибале Карраччи написал так называемую «Мадонну Монтальто» (1598–1600) (рис. 1), хранящуюся ныне в Лондонской национальной галерее. Для самого Аннибале она стала образцом для повторений и вариаций.
Картина «Святое Семейство» (рис. 2) из собрания Дальневосточного художественного музея – одна из таких вариаций. Свет делит работу по диагонали, открывая главное и пряча в темноте второстепенное. Освещены представленные на первом плане фигуры Мадонны с Младенцем на руках и стоящего рядом Иоанна Крестителя. Они образуют группу, построенную по принципу устойчивой пирамидальной композиции, введенной в искусство Рафаэлем (рис. 3).
В центре изображения – Мария, а точкой пересечения основных линий картины становится «место, где сердце», левая сторона груди, к которой часто в подобных композициях прижимается Младенец. Образ Девы Марии– образ юной матери, прекрасной и сильной молодой женщины с нежными чертами лица, крепким телом, крупными кистями и ступнями. Одежды выполнены ее символических цветах – голубом, розовом, белом, напоминающих о ее чистоте и святости. Придерживая Младенца правой рукой, она наклоняется к корзине – колыбели Иисуса, чтобы поправить пеленки и простыни белого и нежно-голубого цветов.
Слева Иоанн Креститель, пухлый обнаженный малыш, купидоноподобный и позой, и видом, протягивает Иисусу чашу с ягодами. Тот одной рукой держит несколько вишен, второй ухватил крупный плод. В рамках христианской иконографии красный цвет вишни символизирует пролитую кровь Христа, страсти Христовы. Так в этой спокойно-уравновешенной работе звучит напоминание о трагической истории Христа.
На втором плане справа, в глубине, – почти скрытая тенью фигура Иосифа, который стоит, опираясь на стену, и читает Библию. Его отстраненность подчеркивается и отдалением от главной сцены, и нахождением в тени, и позой, подобной пристенной скульптуре, – неслучайно рядом с Иосифом, за спиной Марии, выступ с рельефным изображением кариатиды.
Ближняя к фигуре Иосифа вертикаль выступа, отделяющая его от основной сцены, занимает одну треть общей композиции, две трети которой отведены группе Марии с Младенцем и Иоанном. Это соотношение близко принципу золотого сечения, с помощью которого также подчеркивается важность и второстепенность героев.
В «Святом Семействе» ясно читается и трехплановая композиционная схема, выработанная Академией братьев Карраччи и ставшая основой для сюжетной живописи академической школы. На первом плане – главные герои: Мария, Иисус, Иоанн; на втором плане – герой второстепенный – Иосиф, третий план занимает пейзаж, отделенный от сюжета обязательной театральной кулисой. Картина «Святое Семейство» из музейного собрания входит в знаменитый рукописный каталог Миниха, куда в 1773–85 годах было внесено более 2,5 тысяч картин, приобретенных Екатериной II. Работа перечислена также во всех описях и каталогах Эрмитажа XVIII и XIX веков. В 1931 году из Эрмитажа она поступила в Дальневосточный художественный музей и стала неотъемлемой частью экспозиции зала итальянского искусства.
Фролова А. А., заведующая сектором зарубежного искусства Дальневосточного художественного музея
- Смотрите также: «Музы» в Дальневосточном художественном музее»
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».