Живые машины Владимира Тамби в коллекции Дальневосточного художественного музея
В собрании Дальневосточного художественного музея находится коллекция интересных работ, представляющих уникальную эпоху развития детской советской научно-популярной книги в 1920–1930-е годы. Это восемнадцать авторских листов рукотворной графики Владимира Александровича Тамби, которые поступили в музей в 1988 году от дочери художника.
Владимир Александрович Тамби (1906–1955) – русский советский художник-иллюстратор. С детства его привлекал мир машин и сложных механизмов. Ему нравилось не просто их рассматривать, а рисовать и создавать их самостоятельно. Кроме того, детские годы художника пришлись на расцвет научно-технического прогресса, что также повлияло на сферу его увлечений.
В 1920 году Владимир Тамби учился рисованию в мастерской рабочих художников Пролеткульта, а затем поступил в Академию художеств. Но не закончил ее, потому что его манил мир техники, мир новых возможностей.
Сначала он делал иллюстрации для ленинградских газет и журналов, а затем пришёл в Детгиз к Владимиру Лебедеву – основателю ленинградской школы книжной графики. Лебедев сразу отметил молодого художника. Его не особенно волновало, что тот не закончил Академию, гораздо более важным было то, что пришедший к нему молодой человек обладал талантом рисовать технику. В те годы Лебедев формировал редакцию Детгиза как чуткий, внимательный режиссёр, и люди, умеющие и любящие рисовать машины, ему были очень нужны. Кроме того, Лебедев всегда требовал от своих учеников (и художников, с которыми работал) точного знания материала, натуры и – умения самостоятельно литографировать свои рисунки, а все эти навыки у молодого художника были.
Всего за свою творческую жизнь Владимир Тамби проиллюстрировал более 150 детских книг, из которых около 20 – авторские, посвященные миру машин и самолетов, танков и пароходов. Удивительное знание разнообразной техники основывалось не только на многочисленных натурных зарисовках. В. А. Тамби вёл огромную работу с периодикой. Все интересные материалы и фотографии из газет и журналов он вырезал и раскладывал по специальным папкам. Надписи на папках были такие: «Шлюзы», «Буксиры», «Навигационные инструменты», «Военный флот». Эти папки он пополнял на протяжении всей жизни и активно пользовался ими в работе. А было таких папок у Владимира Александровича ни много ни мало семьдесят три.
В коллекции музея представлены макеты отдельных листов нескольких книг В. А. Тамби: «Корабли» и «Военные корабли», вышедших в 1929 году; книг 1930 года «Воздухоплавание», «Самолёт», «Танки», «Подводная лодка»; изданных в 1932-м «Гонок на воде». Эти рисунки выполнены гуашью, тушью и карандашом на бумаге размером 27х19 сантиметров. Выбор художественной техники неслучаен: плотный цвет, который рождается при использовании гуаши, позволяет художнику сделать иллюстрацию яркой, сочной, привлекающей внимание юного читателя. А четкость и графичность линий в силуэтах машин подчеркивают как их умение стремительно уноситься вдаль (лодки, яхты) или ввысь (самолеты), так и неторопливость и неповоротливость (дирижабли, воздушные шары, первые танки). Все это создает необходимый эффект: машины воспринимаются живыми, читатели наглядно видят, как изменяются «умения» механизмов. Тем более для изображения техники Тамби отбирал лишь самые характерные детали, обобщал форму, создавая узнаваемый и легко запоминающийся образ, кое-где становящийся почти знаком.
У иллюстраций Владимира Тамби узнаваемый стиль: он не оставляет фон своих книг белым, а запечатывает его цветом и уже эту плотную цветную среду наполняет, «населяет» всевозможными механизмами. Машины на его рисунках не заслоняют одна другую. Выстраивая пространство, художник мастерски создаёт иллюзию перспективы: от больших машин, расположенных внизу страницы, он, поднимаясь кверху, постепенно уменьшает размеры изображаемых механизмов. Предметы становятся маленькими, расположенными как будто вдали от читателя-зрителя. Когда же Тамби организовывал пространство в книгах про летательные аппараты, то, наоборот, большие шары и самолёты он помещал вверху, а маленькие — чуть ниже, ближе к земле, как бы поднимая своего читателя-зрителя на ту высоту, где летают все эти машины.
Текста в этих книгах немного, он занимает лишь первую и последнюю полосу. Остальное пространство отдано под завораживающую демонстрацию необычных, причудливых механизмов. Движение техники по книге подчинено времени — от самых первых машин к машинам современным. Меняясь, перекатываются они со страницы на страницу, и кажется, что художник сам на какое-то время становится мальчишкой, восторженно рисующим и рассматривающим этот фантастический парад. Вот неторопливо проплывают по небу монгольфьеры и воздушные шары; стремительно проносятся самолёты; угрожающе ощетинясь ножами и колючками, катятся по траве предшественники танков и броневиков; дымя трубами, проплывают по густому синему морю пароходы и военные корабли. Рядом с каждой машиной — короткая подпись. Уже потом, вдоволь насмотревшись картинок, маленький читатель сможет узнать, что же это такое движется по страницам книги.
История детской книги показывает, что выбранная Владимиром Тамби – сознательно или интуитивно – логика построения детской научно-популярной книги является наиболее эффективной – и наиболее эффектной для детского восприятия, а следовательно, становится одним из лучших образцов детской литературы.
Главное фото: Тамби В.А. – Самолёт на службе
Автор: Марина Константинова,
заведующий сектором современного искусства
Дальневосточного художественного музея
- «Дальневосточный художник Василий Зуенко и его графика», читайте материал по ссылке.
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».