Творчество французского офортиста Жака Калло в собрании Дальневосточного художественного музея
Великий французский офортист Жак Калло (1592/1593–1635), в отличие от большинства мастеров своего времени, был исключительно художником-графиком. Родившись в Лотарингии, в юном возрасте он уехал учиться в Рим, где познакомился с Антонио Темпестой. Влияние последнего проявилось прежде всего в интересе Калло к многофигурным, полным движения композициям. «Конкретная единичная личность не представляла интереса для этого изобразителя толпы» (Л. Цан), но его толпа – это десятки, сотни и даже тысячи отдельных персонажей-типажей. Для создания подобных многофигурных сцен на эстампах небольшого размера требовалась исключительная тонкость исполнения, которую можно было достичь в офорте – технике, освоенной Калло в мастерской Темпесты. жак калло
При создании офорта на медную пластину, покрытую защитным слоем, иглой процарапывается композиция, затем она протравливается кислотой. Рука офортиста свободна в движении, словно при работе пером. В отличие в резцовой гравюры, здесь не требуется строгой системы линий и штриховок. Все это позволяет офорту сохранять непосредственность авторского замысла.
Калло первым применил в офорте «твердый лак», изобрел технику повторного травления, и его работы наполнились до тех пор недостигаемыми «глубиной тона, мягкостью переходов, воздушностью изображаемых далей» (Р. Виппер), «особой точностью рисунка, гибкостью и чёткостью линий, сочностью теней на переднем плане, тонкостью и мягкостью тональных переходов» (А. Гликман).
В 1931 году из ГМИИ имени А. С. Пушкина несколько офортов Жака Калло было передано в дар Дальневосточному художественному музею. Среди них – и лист «Малый вид Парижа», имеющий еще одно название – «Рынок рабов». Это одна из самых загадочных работ Калло, долгое время служившая предметом споров и сомнений исследователей творчества великого французского офортиста.
Художник использует здесь любимый «панорамный» прием – зритель вслед за автором смотрит на происходящее немного отстраненно, с высоты. Внизу, на первом плане, изображена рыночная площадь портового города, на которой приезжие восточные купцы торгуют «живым товаром» – невольниками. В ряде драматичных сцен на площади показан весь ужас работорговли.
Слева по лестнице перед высокой крепостной стеной с пушками в амбразурах спускается партия закованных в цепи рабов; при входе на площадь стража сбивает с них колодки. Перед лестницей, у бочек сидит заваленный тюками нищий, сгорбленный так, что сам уподоблен этим тюкам, рядом вертится костлявый пес. жак калло
Справа, у подножия башни, где столпились продавцы и покупатели живого товара, двое дворян играют в кости, вероятно, разыгрывают стоящих рядом рабов. Чуть поодаль, в глубине, коленопреклоненная чета невольников умоляет молодого господина не разлучать их и купить вместе. Лицо последнего едва намечено и находится словно в белом коконе, окруженном полностью проработанными фигурами.
Обобщенно, контуром, обозначены и профили героев позади двух групп в центре площади. В одной из них мы видим невольников, семенящих в кандалах за семьей своего владельца. В этой группе несколько детей – и все ведут себя по-разному. Ребенок хозяина идет, вертя головой от любопытства, идущий по левую руку от рабыни малыш едва перебирает ногами, низко опустив голову. А вот мальчик в центре этой группы идет среди рабов, но гордая поза и рука, которой он свободно держит полы одеяния хозяина, говорит скорее о его принадлежности семье рабовладельцев.
Сюжет торговли рабами был вполне обычным явлением для Италии начала XVII века, но не для Парижа; в городах Италии, постоянно подвергавшихся нападению турок, пушки в бойницах были необходимостью, в Париже они были бы анахронизмом. Откуда же взялось название офорта, отсылающее к Парижу?
В настоящее время установлено, что над этим офортом Жак Калло работал в Италии в 1619–20 годах, сохранился и рисунок-эскиз, созданный в это время. Но, видимо, оставшись неудовлетворенным результатами, художник бросил работу, не стал разрабатывать задний план, не завершил лиц нескольких персонажей.
Отпечатанные с незавершенной доски эстампы демонстрируют первое состояние офорта. Друг Калло издатель Израэль Анрие, будучи художником-любителем, в 1629 году выгравировал сам или, возможно, поручил кому-то другому вид Парижа на заднем плане. Так были созданы остальные пять состояний офорта, разница между которыми – в то исчезающих, то появляющихся подписях автора и издателя. И так у офорта «Рынок рабов» появилось второе название – «Малый вид Парижа», закрепившееся даже за листами первого состояния. Эта «доработка» офорта привела к путанице и многовековым поискам и попыткам специалистов определить сюжет, время, место и даже истинного автора офорта, а также разобраться с двойным названием офорта.
С решением этих вопросов осозналась и исключительная ценность эстампов первого состояния, созданных именно Калло, без чужих вмешательств и добавлений. В собрании Дальневосточного художественного музея хранится такой лист, демонстрирующий блестящую технику великого мастера офорта Жака Калло и его принципиальную «хроникерскую» позицию – бесстрастного отображения самых различных явлений действительности. жак калло
Фролова А. А., заведующая сектором зарубежного искусства Дальневосточного художественного музея
- «Рисунки из собрания графа Карла Кобенцля в Дальневосточном художественном музее», читайте материал по ссылке.
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».