Айны – загадочный народ, живший когда-то по всей территории Японии, на Сахалине и Курилах. Сейчас численность этой народности доподлинно неизвестна, они практически исчезли с этнографической карты. Но их архаичная культура, как считают многие этнографы, повлияла на многие жизненные аспекты соседей – японцев и народов Приамурья. Айны оставили своё наследие в прикладном искусстве, несколько образцов которого хранится и в фондах Дальневосточного художественного музея.

В коллекции музея искусство айнов представлено 23 единицами хранения, некоторые из них являются своего рода современными репликами предметов быта и культа, сделанными японскими мастерами с айнскими корнями. В этой заметке мы рассмотрим сакральные и бытовые функции четырёх экспонатов, принадлежащих уходящей мужской культуре айнов.

(рис. 1) Харудзо Уракава (1938 г.р.Ю с. Уракава, префектура Чиба, Япония). Фетиш ритуальный

Важным предметом культа являлась деревянная палочка со стружками инау (рис. 1). Своего рода посредник между людьми и богами, этот предмет был и остается одним из самых значимых в религии айнов. Н.В. Рудановский писал: «У айнов я не видал идолов, но для выражения благоговения к Божеству они употребляют инау. Берут сырого дерева палочку в ½ аршина длины и в палец толщиною, состругивают с низу на верх на ней болонь, так что стружки висят на подобие волос, которые они заплетают в 3 или в 5 косичек, наверху палочки курчавая головка».

Размеры инау варьировались от маленьких, длиной всего в 45 см, до 2,5 м. Инау из коллекции музея, созданные мастером Харудзо Уракава (1938 г.р., с. Уракава, префектура Чиба, Япония), чуть больше 50 см в длину. Айнам требовалось большое количество инау, так как использовались они только один раз и только для определенной церемонии. Вырезались инау из разных пород деревьев. Если древесина была белой, из такого материала мастер вырезал инау для «хороших» богов.

Священными деревьями были кизил и ива. К иве у айнов было особое отношение, обусловленное легендой о том, что много лет назад божество-Творец спустился с небес, чтобы создать новую страну. После окончания работы ему нужно было вернуться в страну богов, но он не мог позволить себе взять с собой те вещи, которыми он пользовался на земле. Одним из таких предметов были палочки для еды. И тогда он решил закопать их в землю. Вскоре на этом месте выросла ива. Айны, зная, что это дерево принадлежит божеству, решили вырезать из него инау для подношения богам. Так как инау – сакральная жертва богам, вырезалась она всегда утром

Деревянный обрядовый меч эмуш, созданный во второй половине XX века, – свидетельство айнского культа холодного оружия (главное фото).

(рис. 2) Неизвестный мастер. Нож

Этот меч тоже привезён из Японии, с. Уракава, префектура Чиба, мастер его неизвестен. Стоит отметить, что подобные предметы были и в культуре коренных малочисленных народов Дальнего Востока России, т.к. некогда айны жили и на территории России и, взаимодействуя с нивхами, эвенками и другими народами, возможно, внедрили в их культуру образ меча. Данный образ широко использовался в камланиях (шаманских обрядах), при борьбе со злыми духами.

Ножны его богато орнаментированы. Айны, как и уйльта/ороки, считали, что орнамент на ножнах не только украшает, но и оберегает от злых духов. На ножнах у айнов чаще всего были распространены изображения рыбы и черепахи. Айны, по материалам Сирасино Гэндзо, знали легенду, повествующую о том, что медведь напал на бога Окикуруми, а засверкавший орнамент спас его. На Сахалине бытует эвенкийская легенда, в которой узор, загоревшись ярким светом, спас охотника и оленя. Подобные легенды есть у нанайцев и нивхов.

Присутствует в коллекции и традиционный женский нож конца XIX – начала XX в. из села Дуди Ульчского района (рис. 2). Ножны его изготовлены из оленьего рога. Они украшены геометрическим орнаментом из Х-образно переплетающихся лент. В нижнем основании ножны орнаментированы узором-змейкой, напоминающим косичку. Айны полагали, что чем искуснее и красивее будет выполнена резьба на предмете, тем сильнее будет душа этой вещи и тем труднее будет злым силам захватить ее. Поэтому мужчины все время старались усовершенствовать свои умения в резьбе по дереву.

Важным предметом для мужчины народа айнов был личный набор курительных принадлежностей, куда входили коробочка для табака, держатель для трубки – танпакуоп и трубка – кисери. В Дальневосточном художественном музее хранится такой набор, к сожалению, без трубки (рис. 4). Как и предыдущие предметы, он прибыл из с. Уракава префектуры Чиба, Япония. Ученые высказывали предположение, что привычка к курению была заимствована айнами от торговцев Китая. Богато орнаментированная коробочка для табака имеет четырёхугольную форму. Держатель трубки с отверстием на конце, куда вставлялась трубка, прикреплялся к коробочке, регулируемой при помощи ракушки веревкой.

На держателе никогда не было изображений животных. Курительные принадлежности всегда носились на боку, и при случае мужчина мог предложить свою трубку незнакомцу в качестве дружественного жеста. Айн, передавая наполненную табаком трубку, ожидал ответного жеста от своего визави. В процессе обмена трубками оценивался уровень мастерства резчика по дереву.

(рис. 4) Неизвестный мастер, Коробочка для табака ТАНПАКУОП с крышкой и держателем для трубки

«В среде айнских резчиков многогранная резьба пользовалась особой любовью, высок был эстетический эффект, который она производила на окружающих. Чем больше граней в резном узоре, тем ярче контраст света и тени, тем выразительнее объемы и четче форма. Не каждый мастер овладевал ее секретами. Мастера вполне могли ограничиваться при выполнении работы двугранно-выемчатой резьбой, но стремление к высокой художественности, к красоте привело к сложной технике многогранной резьбы. Эти приемы позволяли мастерам создавать замечательные произведения искусства, свидетельствующие о высоком чувстве прекрасного, которым, несомненно, обладали народы Амура и Сахалина.»

Ковальчук Антон, специалист Дальневосточного художественного музея


  • «Орнаментальные элементы и мотивы в искусстве нанайцев», читайте материал по ссылке.

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».