Три гравюры из собрания Дальневосточного художественного музея по шедеврам П. П. Рубенса
В Дальневосточном художественном музее – последние дни работы выставки «Шедевры живописи в репродукционной гравюре», (она продлится до 12 февраля). Среди 34 графических листов, выполненных с определенной целью – для распространения известных сюжетов великих мастеров, есть работы, связанные с именем великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577–1640). питер паули рубенс
Художник прожил счастливую, хотя и трудную жизнь. Он писал картины по заказам самых знатных европейских семей, побывал во многих странах Европы, какое-то время был дипломатом, получил признание в молодости и был окружен почетом до самой смерти – и даже многие столетия после. Из его мастерской вышло большое количество блестящих учеников, самым ярким из которых был Антонис ван Дейк.
И в то же время были в его жизни настоящие беды: он родился в чужой стране в семье бежавшего от расправы антверпенского юриста, рано потерял отца, умерла его дочь, его первая жена, он довольно рано заболел подагрой, а с возрастом эта болезнь прогрессировала все больше. Но несмотря на все эти трагические события, Рубенс был художником, воспевающим Жизнь.
Одним из самых важных заказов, полученных Рубенсом, стал цикл из 24 картин для галереи Люксембургского дворца: жизнеописание Марии Медичи, заказанное ею самой. Королевой были определены сюжеты всех полотен. Порядок исполнения, выбор фигур и толкование сюжетов было предоставлено художнику. Сложность исполнения заключалась в том, что во-первых, нужно было воспевать красоту отнюдь не блестящей красавицы, и во-вторых, показать интересной ее жизнь, которая вовсе не пестрела яркими событиями.
Но эти задачи были художником решены виртуозно: как писал Рихард Мутер, «факты едва ли его интересовали. Под кистью Рубенса факты ее жизни превращаются в гимн красоте…». Заказ нужно было исполнить к февралю 1625 года. Следом задумывалось исполнение цикла полотен по жизнеописанию супруга Марии Медичи, короля Генриха IV, но едва начавшись, эта работа была остановлена. питер паули рубенс
В 1710 году в Париже вышел увраж – альбом гравюр «Галерея Люксембургского дворца», повторяющий эту рубенсовскую серию. Увраж представляет собой собрание гравюр по рисункам братьев Жана-Батиста и Жана-Марка Наттье. Выпуск его был знаковым событием: галерея Медичи Люксембургского дворца являлась школой для живописцев и для граверов, которые учились передавать тональные эффекты, репродуцируя оригиналы П. П. Рубенса.
Помимо двадцати четырех репродукционных гравюр, представляющих парадные портреты и историко-аллегорические сцены, в увраже был фронтиспис с портретом П. П. Рубенса, имеющим долгую историю. В 1623 году Рубенс написал автопортрет, хранящийся ныне в Букингемском дворце [рис. 1]. Этот автопортрет стал основой для создания гравюры, созданной Жаном Одраном (1667–1756) для цикла «Иконография», задуманного великим учеником Рубенса Антонисом ван Дейком как своего рода собрание портретов великих фламандцев. Именно гравюрой Одрана и открывается увраж «Галерея Люксембургского дворца». Один оттиск ее хранится в коллекции западноевропейской гравюры Дальневосточного художественного музея [рис. 2].Две гравюры, иллюстрирующие события из жизни Марии Медичи, в настоящее время экспонируются на выставке «Шедевры живописи в репродукционной гравюре». Одна из них представляет сцену бракосочетания Марии Медичи с Генрихом IV.
Слияние тосканских коммерсантов с королевским родом было важнейшим событием не только для самой невесты, но и для всей семьи Медичи, превращенной благодаря этому событию в свет аристократии. Лист «Брак по доверенности» показывает это бракосочетание, проводимое священником в стенах храма. Интересно, что место жениха занимает дядя Марии – герцог Тосканский, организовавший этот брак. питер паули рубенс
Истинный жених ждал свою невесту во Франции. За спиной Марии Рубенс изобразил себя держащим высокий крест (он действительно присутствовал на этой необычной церемонии, но, конечно, не был тогда удостоен чести быть в свите будущей королевы). В отличие от остальных работ цикла, здесь всего один мифологический персонаж: это придерживающий шлейф платья Марии паж – юный Гименей с горящим факелом в руках. Гравюра, созданная Антуаном Трувеном (1656–1708), зеркально отображает картину Рубенса [рис. 3, 4].
Не менее важным, чем заключение брака, событием – особенно для королевской семьи – является появление наследника. «Рождение Людовика XIII» запечатлевает этот великий момент в виде встречи самыми благосклонными духами и богами младенца-принца. За спиной Марии возвышается могучая Кибела – великая Мать богов.
Кормилица передает младенца духу Здоровья, держащему в руках змею и весы – символы медицины. Изобилие-Плодородие протягивает Марии корзину, полную плодов и – головок детей (так зритель узнает и об остальных детях королевы). По небу несется солнечная колесница Аполлона.
Эта гравюра [рис. 5, 6], зеркально воспроизводящая картину Рубенса, создана еще одним представителем рода граверов Одранов – Одраном Бенуа Старшим (1661–1721).
Гравюры французских мастеров, конечно, не могут быть абсолютно идентичными репродуцируемым картинам. Но каждый печатный лист, создаваемый на белом листе черной краской, несет в себе столько свето-теневых оттенков, столько нюансов черного и белого, что ощущение колористической наполненности возникает даже при беглом осмотре. Если же остановиться перед каждой гравюрой и начать рассматривать ее более пристально, увидеть параллельные и пересекающиеся линии, ряды тонких и широких штрихов, то уже невозможно остаться равнодушным к этой необычайно сложной, кропотливой и длительной работе лучших мастеров резцовой гравюры Франции начала XVIII века.
Фролова Е. А., завсектором зарубежного искусства ДВХМ
- «Чудесное насыщение хлебами». История одной картины», читайте материал по ссылке.
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».