Русский фарфор в коллекции Дальневосточного художественного музея
В коллекции декоративно-прикладного искусства Дальневосточного художественного музея довольно много предметов производства Императорского фарфорового завода. Общеизвестно, что авторство изобретения фарфора принадлежит Китаю. Не секрет и тот факт, что появление «белого золота» сподвигло европейские страны на поиски своего рецепта, которые увенчались успехом в г. Мейсене (Германия). русский фарфор
К середине 18 века Россия оказалась одной из немногих европейских стран, в которой не было предприятий по производству фарфора. Императрица Елизавета Петровна приглашает заграничного мастера Х. Гунгера и поручает ему открыть рецепт русского фарфора и организовать производство. К приглашенному мастеру, который в итоге оказался мошенником и был выдворен из страны, был приставлен Д.И. Виноградов. Д.И. Виноградов – специалист по горному делу, друг Ломоносова, талантливый химик, проходивший обучение за границей, ценой невероятных усилий и кропотливого труда получил долгожданный рецепт и в 1744 году открыл Невскую порцелиновую мануфактуру, которая к концу 18 века стала Императорским фарфоровым заводом. Дальнейшая судьба Д.И. Виноградова была трагичной.
Во избежание раскрытия секретного рецепта, Виноградову запретили возвращение в родной Суздаль, а позже и вовсе приковали цепью прямо на заводе, возле построенного им большого горна для обжига, где он, получив психическое расстройство, и умер в возрасте 38 лет. А детище русского гения и поныне является одним из ведущих европейских фарфоровых предприятий, став после национализации в 1918 году Государственным фарфоровым заводом, а с 1925 года – Ленинградским заводом имени Ломоносова. русский фарфор
За годы существования Императорского фарфорового завода сменился не один российский правитель, и каждый поучаствовал в развитии российского фарфорового производства. В 1907 году к 300-летнему юбилею дома Романовых Николай II решает выпустить серию фарфоровых статуэток «Народности России». Еще в конце 18 века король Пруссии Фридрих II подарил Екатерине Великой сервиз.
Фарфоровый сувенир изображал императрицу на троне, а ее окружали подданные разных национальностей и пленные турки. Этот подарок натолкнул Екатерину на мысль выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России». Французский скульптор Яков Рашет сделал статуэтки небольшого размера не только людей разных народностей, населявших Россию, но и представителей городского сословия. Выпуск серии фарфоровых фигур, задуманный Николаем II, был нацелен на популяризацию многонационального Российского государства, культуры населяющих его народов, бережного отношения к национальным традициям. Все заинтересованные в проекте люди прекрасно понимали, что для успешного выполнения этого заказа требовался абсолютно новый подход к его художественному решению, нежели простой повтор предыдущей, «екатерининской» серии.
Автором моделей этого уникального проекта был выбран скульптор П.П. Каменский. Павел Павлович Каменский (1858–1922) учился в Академии художеств, работал преподавателем рисунка в Императорском театральном училище, скульптором при дирекции Императорских театров, где также руководил бутафорской мастерской, занимался изготовлением костюмных манекенов. Именно благодаря своей профессиональной направленности, П.П. Каменский знал и понимал важность деталей в таком специфическом деле, как костюм. русский фарфор
Благодаря его таланту, скрупулезности и тщательному, практически научному подходу к изучаемой теме серия «Народности России» до сих пор не имеет аналогов в мировой фарфоровой практике. Безусловно, в начале 20 века издания с рисунками и гравюрами, изображавшими представителей разных национальностей, были общедоступными, растиражированными, однако этого оказалось недостаточно.
Управляющий Императорскими заводами Николай Борисович Вольф в письме графу Д.И. Орлову писал: «При ознакомлении с материалом выяснилось, что имеющиеся иллюстрированные издания недостаточно точны, а рисунки и акварели, хранящиеся в разных учреждениях, не дают полную картину по сему предмету. Вследствие сего прошу Вас по возможности использовать имеющийся в музеях материал по этнографии России. Также прошу Вашего разрешения скульпторам и живописцам работать непосредственно в помещении музея, дабы избежать перенесения отдельных экспонатов музея в посторонние учреждения и места».
Согласно архивным источникам, в феврале и марте 1907 г. Вольф также лично направил письма в научные институты и музеи с просьбой оказать содействие не только в поиске новых способов воплощения серии «Народности России», но и в составлении списка народов, проживающих на территории России на рубеже 20 века. Сотрудники Императорского фарфорового завода использовали данные первой и единственной переписи населения — она прошла в Российской империи в 1897 году. В итоге каждая из выполненных фигур была смоделирована на основе последних исторических, этнографических и антропологических данных при помощи научных консультантов из ведущих учреждений.
Сначала планировалось, что фарфоровая коллекция будет состоять из 400 мужских и женских фигурок. Однако представители некоторых народностей были внешне схожи между собой или носили похожую одежду. В окончательном списке осталось лишь 74 статуэтки. По эталонам П.П. Каменского методом литья изготавливались довольно большие фарфоровые скульптуры – от 38 до 45 сантиметров. Над серией работал большой коллектив формовщиков и живописцев. Роспись большинства статуэток делала художница Мария Герцак. О трудоемкости данного производства можно судить по тому, что в год производилось 3–4 фигуры. Работа над серией закончилась в 1917 году.
В коллекции Дальневосточного художественного музея находится две скульптуры из этой знаменитой серии – «Алеут» и «Вогульская женщина». Алеуты – островной народ тихоокеанского Севера – охотники на морских млекопитающих, рыболовы, собиратели. Их жизнь неотделима от моря. Алеуты довольно загадочный народ и многие вещи в этнографии этого народа (в том числе и костюм) до сих пор не открыли тайну своего происхождения. Скульптура алеута из коллекции музея демонстрирует традиционную парку из шкурок птиц, которая делалась перьями наружу, чтобы стекала вода, и знаменитую алеутскую шляпу с острым козырьком. Алеуты не носили шапок, они надевали на голову что-то вроде козырьков или деревянные конические шляпы. Шляпа служила символом знатности, так как процесс ее изготовления из цельного куска дерева очень сложен, подобные головные уборы стоили дорого и позволить их себе могли не все. Простые охотники носили козырьки, защищающие их от солнца и морских брызг. русский фарфор
Костюм вогульской женщины (вогулы – устаревшее название народа манси) состоит из распашной шубы из оленьего меха. Шубу, обязательно украшенную мозаичным орнаментом, надевали поверх рубах. Подол и полы её выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки.
Большинство работ из коллекции «Народы России» находится в Государственном Эрмитаже и в Российском Этнографическом музее.
О.Г. Коновалова, заведующая сектором отечественного искусства ДВХМ
- «Николай У и его творческий путь в современном народном искусстве Приамурья», читайте материал по ссылке.
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».