13 тысяч за пропавших жильцов: энергопоборы или сбой системы?
В офисе «Хабаровскэнергосбыта» сегодня людей было немного. Но почти каждый второй, как я узнала, пришёл, чтобы добиться перерасчёта за горячее водоснабжение. Видимо, самые внимательные. В квитанциях у этих горожан внезапно нарисовался долг и не маленький – около 13 тысяч рублей! Откуда энергетики взяли такую цифру, и как доказать, что эту сумму вам платить не нужно? ДЭК Хабаровск
Ошибка – не ошибка
Получив свежие квитанции от ПАО «Дальневосточной энергетической компании» за тепло и электроэнергию, некоторые хабаровчане этой весной увидели в графе «горячая вода, отопление» пятизначную цифру. Даже федеральный минимальный размер оплаты труда и тот меньше. Я оказалась в числе этих несведущих «счастливчиков». Впрочем, если перевернуть квитанцию, то на её обратной стороне потребителю разъясняют – откуда возник подобный тарифный скачок.
Оказывается, ПАО «ДЭК» недавно сверило с Хабаровским расчётно-кассовым центром количество зарегистрированных жителей в многоквартирных домах – данные брались, начиная с апреля 2018-го по февраль нынешнего года. После проделанной работы энергетики добросовестно сделали перерасчёт за горячее водоснабжение. Сумму выписанного долга – около 13 тысяч рублей – можно увидеть в графе «Перерасчёты (доначисление +, уменьшение -)».
Тем не менее, у добропорядочного жильца возникает вопрос: почему именно меня записали в должники?
На обратной стороне квитанции компания указывает на постановление правительства страны от 06.05.2011 года о правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. И там, в подпункте «з» пункта №34 сказано: потребитель должен проинформировать компанию (в данном случае – «ДЭК») о том, что в квартире стало больше или меньше проживающих. И сделать это нужно в течение пяти рабочих дней, если в жилом помещении нет индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта.
Те хабаровчане, которые не сделали этого, должны выплатить образовавшуюся задолженность. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности за их неисполнение. Однако многие такие должники продолжают удивляться: как это могло получиться?
– Долгов за ЖКХ у нас никогда не было, оплачиваем всё ежемесячно, без задержек, – рассказывает мне Екатерина из дома по улице Первомайской. – Квартира принадлежит маме моего жениха. Прописаны с 2018 года там было двое, а с февраля 2021 года – добавили ещё и меня, по временной прописке. Однако счётчики здесь установлены в момент въезда в квартиру – в мае 2018-го. В 2019-м хозяйка их поменяла. С того момента именно в квитанции за отопление и горячую воду было указано о прописке лишь одного человека. Но, насколько я понимаю, сколько здесь жильцов – совсем неважно, раз установлены счётчики, оплата ведь в таком случае идёт согласно их показателям, а не по нормативам!
– Однако десятого апреля к нам пришла платёжка за отопление и горячую воду. На обороте квитанции указано: произведён перерасчёт, у вас долг – около 13 тысяч рублей! Мы тут же позвонили в «ДЭК», хотели ругаться, но там сразу сказали, что произошла ошибка. И долг списали, – успокаивается Екатерина.
«Сбой в системе»
У меня ситуация другая, однако мне за март этого года в энергосбыте тоже выставили счёт – примерно на такую же сумму, в 13 707 рублей 98 копеек. Однако в указанный энергетиками период – с апреля 2018-го по февраль 2021 года – в нашей квартире совсем не менялось число жильцов!
Своё путешествие по инстанциям я начала со звонка на телефон единой линии «ДЭКа» – 8-800-234-7777. Выслушав меня, там отвечают: в системе, видимо, произошёл сбой, нужно обратиться в городской расчётно-кассовый центр (РКЦ) по обработке коммунальных платежей на ул. Ким Ю Чена, 17. Иду в РКЦ. Там специалисты тоже ссылаются на «сбой в системе» и перенаправляют в абонентский отдел №2 РКЦ на ул. Войкова, 6, по месту жительства.
Мне везёт: в паспортном отделе удивительно пусто, очереди нет. В окне для справок я, как единственный собственник, запрашиваю поквартирную карточку – этот документ докажет, что я никого у себя на жилплощади не прописывала. От меня в окне требуют паспорт и документы на квартиру – то есть выписку из единого госреестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Оператор вносит мою фамилию в список на отдельном листе. Вижу там ещё десять «счастливчиков», которым тоже насчитали долг за горячую воду. В абонентский отдел обратились граждане из Железнодорожного и Центрального районов города. А женщина-оператор тем временем тоже ссылается на «сбой» и объясняет, что второй человек, которого мне прописали – это бывший единоличный владелец квартиры, который мне продал однокомнатную. Получается, это была обычная ошибка?
Отец – не молодец?
И вот я в «Хабаровскэнергосбыте» на улице Ленина, д. 43-А. Людей здесь немного, но каждый второй – мой товарищ по несчастью. Атмосфера накалена, кто-то кричит, другие трясут квитанциями, а третий грозит, мол, пойду жаловаться на телевидение!
Тем временем я в очереди разговорилась с молодым мужчиной. Павел тоже должник, тоже 13 тысяч – за горячую воду. Всё потому что ... стал отцом! По словам Павла, он 2,5 года назад уведомлял службы, что в его жизни появился маленький ребёнок. Но в «ДЭКе» эту информацию почему-то не учли, в системе ничего не отобразилось. Мужчина написал жалобу, но признался, что, похоже, придётся заплатить. Срочно нужно получить выплату на ребёнка, а тут непонятно, как всё будет.
«Я, наивный, сначала думал, всё легко будет, ехать вообще никуда не придётся, а тут такое!», – сетует молодой отец.
Наконец подходит моя очередь. Я с документами в руках спокойно рассказываю свою ситуацию. Девушка-оператор копирует мои поквартирные карточки, записывает мой номер телефона. На следующий день мне сообщили: в базе данных задолженность убрали. Ура?
Нарушение сроков оплаты приводит к формированию задолженности, поэтому нужно своевременно платить по квитанциям и хранить оплаченные счета в течение трёх лет. Так потребителям рекомендуют в «ДЭКе».
Что всё же происходит?
А вот хабаровский пенсионер Дмитрий, встреченный мною среди товарищей по несчастью – настоящий конспиролог. Снизив голос до шепота, дедушка с седой бородкой энергично раскрывает мне зловещую изнанку:
– Знаю я их, сам работал в подобной структуре! Как же – «сбой в системе», наивная! У них должников по любому полно, люди годами не платят, как им стрясти эти деньги? Вот и выставляют направо и налево эти 13 тысяч кому надо и не надо! Во-первых, пока ты разберёшься, пока добьёшься своего, твои денюжки уже прокрутят и не раз, да ещё и пеня накапает, поняла?! А, во-вторых, многие и не будут разбираться, у них либо бумаги не в порядке, либо их сроки поджимают – ехать надо или документы какие получать, заплатят любой долг, как миленькие! И вообще, если что – отрубят тебе свет, что делать будешь? Нет никакого «сбоя в системе», это сама «система» такая, поняла?! – уверенно излагает свою версию мира дедушка.
Смех смехом, но долги – вечная головная боль энергетиков. Так, ПАО «ДЭК» сообщала после прекращения пандемийного «моратория», что в начале января направила свыше 17 тысяч уведомлений в адрес недобросовестных клиентов Хабаровска и Хабаровского района по поводу долгов за потреблённый энергоресурс.
При этом энергетики предупреждали о введении ограничений подачи электроэнергии на сумму 197 млн рублей. А в марте сообщалось, что с начала года на исполнение в отделы судприставов края юристы компании направили почти 38 тысяч исполнительных производств, из них – свыше девяти тысяч в Хабаровске. И отчитались, что в итоге слаженной работы приставов и энергетиков с должников в крае в пользу ДЭК и ДГК взыскано свыше 31 млн рублей.
Мы решили зайти с другого конца и узнать, как часто происходит «сбой системы». Я изложила ситуацию в официальном аккаунте энергокомпании в соцсети Инстаграм. Мне написали, что ПАО «ДЭК» выполнили перерасчёт, мол, чего вы ещё хотите? Конкретные вопросы, что за сбой, сколько человек пострадало и почему именно 13 тысяч рублей – нам сразу не ответили. Поэтому мы решили направить официальный запрос в компанию. ДЭК Хабаровск
Заодно мы обратились в отдел по защите прав потребителей (далее ЗПП) администрации Хабаровска. ДЭК Хабаровск
– Если говорить в общих чертах, то, действительно, практически во всех квартирах сейчас стоят счётчики, значит, не может быть никаких перерасчётов за то, что в квартире кого-то прописали, потому что ресурсы используются по счётчику, – удивился главный специалист отдела Алексей Кондратьев. – Алгоритм в таких случаях простой: каждый месяц внимательно проверяйте квитанции и суммы в них. Если вы считаете, что вам начислена завышенная плата, то это нужно обжаловать – обратиться в компанию, в которую производится оплата за услугу, писать претензию, излагать свои доводы и требовать решения проблемы. ДЭК Хабаровск
– Однако мы такими проблемами не занимаемся, только торговлей и бытовым обслуживанием, – пояснили в городском отделе ЗПП. – Так что жильцам, если у них есть сомнения и их не удовлетворил ответ энергокомпании, по поводу перерасчётов можно обращаться на Амурский бульвар, 43 – в управление регионального госконтроля и лицензирования правительства края.
Фото автора
В случаях, когда есть признаки некорректного начисления платы за коммунальную услугу, можно обращаться в Главное управление регионального госконтроля и лицензирования правительства края (680021, Хабаровск, Амурский бульвар, 43). Сделать это можно несколькими способами: лично с заявлением, через портал Госуслуг, через «ГИС ЖКХ», а также через сайт «Голос 27». Тел. приёмной: (4212) 40-25-39, (4212) 40-24-54 (факс). E-mail: klp@adm.khv.ru, аккаунт в Инстаграм @krgkl_khv. ДЭК Хабаровск
Получить информацию об имеющейся задолженности жителям Хабаровска и Хабаровского района можно по телефону инфоцентра ПАО «ДЭК»: 75-98-00. Также клиенты компании могут бесплатно позвонить в контакт-центр «ДЭК»: 8-800-234-7777. ДЭК Хабаровск
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».