Как вернуть деньги, незаконно списанные за проезд в общественном транспорте
Безналичную систему оплаты проезда в Хабаровске запустили в конце 2017 года. Теперь рассчитаться в автобусе или трамвае банковской или транспортной картой, часами или смартфоном для нас так же привычно, как оплатить по безналу покупку в супермаркете. Но время от времени в этой системе возникают сбои иногда в пользу пассажира, иногда – в пользу перевозчика. Что делать, если у вас с карты списали за проезд лишнее, узнал корреспондент «ХабИнфо». оплата проезда картой
— Моя дочь четыре раза расплатилась за одну поездку, — рассказала хабаровчанка Клавдия Слинько. — Она ехала на занятия в образовательное учреждение, приложила банковскую карту к терминалу, услышала звук, который раздаётся, когда карта срабатывает, но чек почему-то не напечатался. Она подумала, что всё в порядке и вышла из автобуса. Дело, кстати, было на маршруте 29. Водитель крикнул ей «вернись». Она вернулась, он сказал, что раз нет чека, она должна ещё раз карту приложить. Она приложила, опять был звук, как будто карта сработала, но чека опять не было. Она опять выходит, он опять ей кричит. Она занервничала, начали раздражаться пассажиры, которые тоже хотели выйти, как будто это её вина, что всё задерживается. И только один мужчина сказал, что, может быть, дело в терминале. А водитель ей так грубо сказал «иди отсюда», ну просто по-хамски себя повёл, я считаю. Дочь вышла, пока дошла до учебного заведения, пришла смс-ка от банка, что четыре раза у неё сняли деньги. Мне позвонила, её трясло, чуть не плакал ребёнок!
В семье решили этого так не оставлять. И Клавдия Юрьевна написала обращение на сайте www.golos27.ru . Жалобу зарегистрировали и передали в администрацию города. Там обещали разобраться.
Выяснилось, что сегодня на маршруте №29-п работают МУП «Городской электрический транспорт» и индивидуальный предприниматель Ермилова. А вот маршрут 29-к, в котором ехала дочь Клавдии Слинько, обслуживает ООО «Реалком». Водитель автобуса заявил, что в тот момент произошёл сбой в работе валидатора. И аппарат уже передали на диагностику городскому оператору – МБУ «ХМНИЦ».
— Мы сейчас разбираемся, что там могло произойти, — рассказывает Павел Тесельский, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». — Терминал электронное устройство, могла ошибка какая-то пройти. А могло быть так, что просто закончилась бумажная лента, которая печатает чеки. Её, кстати, перевозчики должны приобретать самостоятельно. И, возможно, водитель просто не заправил новую. При этом валидатор принимал оплату, но билет не выдавал. Мы связались с поставщиком программного оборудования, сейчас «перешиваем» все валидаторы. Теперь, если лента закончилась, и чек не бьётся, оплата приниматься и списываться не будет. Горожан просим на всякий случай при себе иметь наличные денежные средства. Как правило, если речь идёт о маршрутках, все рассчитываются уже на выходе. И получается, услугу человек получил, проехал, а если терминал оказался неисправен, ему и платить не надо? В магазине ведь вам хлеб не выдадут, если безналичные платежи не работают. Вот и здесь давайте уважать друг друга. оплата проезда картой
- Что касается вышеописанного случая, - продолжил Павел Тесельский, - то для того, чтобы разобраться, законно или нет списались деньги за проезд, оператору необходимо знать, во-первых, каким устройством рассчитывался пассажир. Если подобное случилось с вами, позвоните по номеру (4212) 91-02-02 или придите на Ким Ю Чена, 44 б в навигационно-информационный центр. Его специалисты разберутся в ситуации и сделают отмену, вернут деньги на счёт. Таких случаев фиксируют немного, до пяти в год. Кстати, заявление Клавдии Слинько ещё в работе, а незаконно списанные с карты 90 рублей уже вернулись на её счёт.
— У меня был случай, когда я в автобусе дала водителю карту, чтобы расплатиться за проезд – валидатор очень далеко стоял, мне неудобно было тянуться, а он почему-то услышал, что я плачу за двоих, хотя я сказала, что один билет. И два раза приложил карту. Хорошо, что у меня была транспортная, там лишь один раз за поездку можно списать средства. А если бы была банковская, списалось бы лишнее. Мне кажется, таких случаев гораздо больше, чем пять в год, просто люди не хотят заморачиваться и не обращаются за возвратом, — поделилась мнением хабаровчанка Ирина Ч.
Впрочем, чаще всё-таки страдают не пассажиры, а перевозчики. Как правило, из-за тех хабаровчан, которые пытаются оплатить проезд картой, находящейся в стоп-листе. Такие «зайцы» заведомо знают, что оплата не пройдёт, но заявляют, что проблема в терминале, а значит, с них взятки гладки. У тех же, кто попал в стоп-лист невольно, например, утром рассчитался за проезд в автобусе, а потом снял все деньги с карты – банковский девайс тоже попадает в «чёрный список». Но как только человек пополнит баланс, деньги либо спишутся автоматически, либо карту придётся выводить вручную. Сделать это можно через оператора МБУ «ХМНИЦ» или самостоятельно, зайдя на сайт t-karta.ru.
— Система, которая установлена в терминалах на транспорте, отличается от банковского эквайринга, — объясняет Павел Тесельский. — Информация о списании денежных средств может прийти вам на телефон через три-пять минут, а может через пару дней. И бывало, к нам звонили люди, которые заявляли, что у них списали что-то лишнее, а потом оказывалось, что это плата за проезд в автобусе снялась гораздо позже, чем человек воспользовался общественным транспортом.
Кстати, из-за аварии телефоны диспетчерских служб хабаровского навигационно-информационного центра уже почти две недели не работают. Поэтому, чтобы узнать у диспетчера, когда же к остановке подойдёт задержавшийся автобус или трамвай, пока что нужно звонить по телефону 45-25-45 вместо 91-02-07. А по всем вопросам, связанным с оплатой по безналу, звоните 8 984-175-19-67 вместо 91-02-02. оплата проезда картой
Мария Полякова Фото автора
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».