Приходится «христарадничать», или Почему театр умирает?
Союз театральных деятелей России провёл онлайн-конференцию «Театр и новая реальность. Предлагаемые обстоятельства» с директорами российских театров. Дальний Восток представлял Константин Зайнулин, руководитель хабаровского краевого музыкального театра. Он рассказал о положении учреждения и внёс предложения по выходу из кризиса. Как на это отреагировали коллеги и представитель Минкульта РФ? Хабаровский музыкальный театр
Сбросимся на беду?
Союз театральных деятелей России во главе с председателем Александром Калягиным выступает инициатором дискуссий по всем актуальным проблемам, которые волнуют театральное сообщество. И сегодня у театров есть неразрешимые проблемы, с которыми они поделились во время прямого эфира. Помимо директоров театров в диалоге принимала участие Оксана Косарева, директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта РФ.
Участникам конференции предлагалось ответить на вопросы в трёх категориях: коллектив и заработная плата; меры поддержки: помогут или нет; как изменится жизнь после карантина, какие есть планы.
Прежде, чем слово взяли регионы, Оксана Косарева напомнила о том, что государственным театрам, которые выполняют госзадания, разрешено менять процент их выполнения. То есть задание будет считаться выполненным при любых значениях, каких бы театры ни достигли.
Наталья Никонорова, директор Ульяновского драматического театра, заинтриговала зрителей хорошей практикой преодоления последствий пандемии. Всё оказалось просто. В театре, который она представляет, сохранены коллектив и зарплата. А все выпадающие доходы, недополученные средства из-за закрытия театров, возмещают местные власти. При этом проходят репетиции небольшим коллективом с соблюдением мер охраны здоровья.
Диаметрально противоположная ситуация сложилась в Екатеринбурге. Николай Коляда, художественный руководитель «Коляда-театр», весьма эмоционально рассказал о том, что частные театры на грани закрытия, так как государство и управленцы в регионах не продумали никаких мер поддержки для негосударственных театров. А ведь, по мнению Николая, это такие же дома культуры и просвещения, как и все остальные.
Коляда придумал свой метод борьбы с полным отсутствием доходов. Он выкладывает в соцсетях посты и раз в неделю выходит в прямые эфиры, чтобы, по его словам, «христарадничать», что значит, просить любителей искусства помочь театру. И люди отправляют деньги! В апреле Николаю удалось собрать около 900 тысяч рублей. Благодаря этому театр с 19-летней историей полностью сохранил коллектив в 65 человек.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель московского театра Геликон-Опера, сказал, что коллектив справляется с финансовым кризисом. Они получили заказ на несколько месяцев вперёд. А вот психологически и физически гораздо сложнее. Ведь артисты балета должны упражняться каждый день, чтобы не потерять форму. Но в театр для этого ходить нельзя.
Новым форматом, который попробовал театр, стала профессиональная запись спектаклей. Близкий по профилю хабаровский музыкальный театр присоединился к московским коллегам. Но на Дальнем Востоке дела обстоят иначе.
Театр закрыт впервые
Константин Зайнулин начал с того, что не разделяет мнения старших коллег по поводу спокойного отношения к ситуации с пандемией. Он сравнил ситуацию, происходящую в театральном сообществе, с прекарностью. Это значит, что гарантированные трудовые отношения переходят в неустойчивые формы занятости. Эти формы обычно ведут к почти полной потере гарантированных работодателем прав. К примеру, к снижению зарплаты, отсутствию оплачиваемого отпуска, больничного листа и прочего. Но это не значит, что в хабаровском музыкальном театре дела обстоят именно так. Наоборот, все сотрудники продолжают получать зарплату.
Руководитель музтеатра сказал об отсутствии возможности планировать и принимать какие-либо управленческие решения. Поскольку сейчас основной вопрос для музтеатра – когда они смогут показывать спектакли? Никто не знает точного ответа на этот вопрос, а прогнозы разнятся – июль, сентябрь или декабрь.
По мнению Константина Зайнулина, самоизоляция для учреждения предъявила сразу несколько вызовов. Один из них психологический. За 94 года работы театр ни разу не останавливал свою работу. Даже в военные годы там показывали спектакли.
Повторяя слова коллеги из Москвы, он понимает, что артистам балета и музыкантам необходимо ежедневно репетировать. И делают они это дома, ведь 99 процентов сотрудников переведены на удалённый режим работы. Театр посещают регулярно сам руководитель и обслуживающий или технический персонал.
Константин считает, что удалённая работа для театра вредна и губительна. В том числе, для административного и вспомогательного персонала: «Не хочется, чтобы работа из дома стала поводом к очередной волне бюджетной оптимизации. И подобные разговоры уже ведутся», – говорит руководитель музтеатра.
Узнать новости о музыкальном театре можно на сайте: www.hkmt.ru
На все вопросы один ответ
Пандемия и самоизоляция, конечно, принесли в театр экономический кризис. За апрель и май музтеатр недополучил 15 млн рублей. Впервые за всё время существования учреждения образовалась кредиторская задолженность. Потому что до 40 процентов бюджета учреждение зарабатывало самостоятельно на продаже билетов, работе буфета и гонорарах от выступлений. Сейчас этих доходов нет.
Несмотря на кризис, сохранились прямые обязательства по возврату билетов на отменённые и перенесённые мероприятия. Ссылаясь на постановление Михаила Мишустина, премьер-министра России, о том, что при возврате электронного билета денежные средства покупателю возвращаются в течение 30 дней, а при возврате бумажного билета расчёт происходит здесь и сейчас, Зайнулин попросил дать отсрочку театрам. Мол, приносишь сдавать билет в кассу, а деньги за него возвращают в течение 30 дней.
На эту просьбу Оксана Косарева ответила однозначно, что постановление касается только возврата электронных билетов. А возврат бумажных билетов регулирует учреждение. Но зрителя же не обманешь. Про пандемию не знали заранее, а на билете уже напечатаны условия возврата. Это чиновников, как выяснилось, не касается.
Зайнулин продолжает. Театры вошли в перечень особо пострадавших отраслей экономики. Но какие меры поддержки предлагают на деле? Отсрочка по налогам и взносам в пенсионный фонд. Для частных театров это является подспорьем, но для государственных театров необходимость в налоговых каникулах отсутствует. Грубо говоря, сколько получили бюджетных средств на эти цели, столько и отдали.
Реальной помощью может стать компенсация театрам недополученных доходов от продажи билетов. Но Константин понимает, что в реальности это невозможно. К примеру, Хабаровский край, который является дотационным регионом с серьёзным внутренним государственным долгом, подобные обязательства на себя взять не сможет. Чиновник из Минкульта РФ эту часть речи проигнорировала.
И последним предложением от Константина стало то, чтобы все театры России, независимо от формы собственности, что частные, что государственные, могли бы стать участниками программы поддержки занятости. Смысл этой кредитной программы в том, что она рассчитывается по формуле один МРОТ на одного сотрудника в месяц, исходя из шести месяцев.
Руководитель считает, что если 331 человек работает в театре, то умножаем на МРОТ (12 130 рублей), ещё на шесть месяцев и получаем около 24 млн рублей. «Мы не собираемся проводить никакое сокращение штата, поэтому мы претендуем на списание этих кредитных средств. Кредитные средства помогли бы смягчить социальную напряжённость».
Оксана Валентиновна и тут отбросила все надежды в прошлое. Мол, эта программа не реализуема для гостеатров, поскольку рассчитана на бизнес структуры, которые вообще потеряли доход, но у них есть задача не оставить сотрудников на улице. Под эту программу подходят только частные театры. Потому что государственные театры получают зарплату в рамках госзадания.
Участники конференции отметили, что зарплата выплачивается среднемесячная без баллов за отыгранные спектакли. Оксана Косарева считает это справедливым: «Просто когда ты каждый вечер выходишь на сцену и три часа отрабатываешь или когда ты дома находишься, всё-таки какая-то дифференциация в зарплате допустима». После этих слов все возражения закончились.
Будущее в тумане
Чем театр занят сейчас? Сотрудники осваивают новый жанр работы на видеокамеру. Премьеру спектакля «Небесный тихоход» не стали отменять, а показали в записи в эфире городского телеканала. Хабаровский музыкальный театр
Также музтеатр записал праздничный концерт к Первому мая «Музыка против вируса» и песни ко Дню Победы. Артисты исполнили песню «Люди в белых халатах» и выложили на YouTube канал музыкального театра. Видеоклип они посвятили врачам. Ролик собрал больше десяти тысяч просмотров.
https://www.youtube.com/watch?v=c0kqfsWBZX8
Виртуальная работа театра продолжается, но непонятно, как она будет соотноситься с действующим бюджетным законодательством. Строго говоря, такие формы работы театру не заказывали, а значит, по каким показателям это будут оценивать – непонятно.
Таким образом, на федеральной площадке Дальний Восток заявил о себе, обозначил проблемы и даже предложил пути выхода. Но ответных альтернатив предложено не было, значит, придётся ещё туже затянуть пояса? Хабаровский музыкальный театр
Фото автора и с трансляции
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».