Железная дорога – индикатор работы экономики. В прошлом году этот индикатор показывал сигналы, которые экспертами трактовались по разному. Впрочем, начальник ДВЖД Николай Маклыгин, подводя итоги года и рассказывая о планах на 2020-й, был полон оптимизма.дальневосточная железная дорога

Не стал «хлебным» для Российских железных дорог 2019 год: в самом прямом смысле этого слова – перевозки зерна по сети упали на 20,1%. Как сообщает logirus.ru, в «погрузочные минуса» по итогам года также ушли лесные грузы (-8,1%), лом чёрных металлов (-7,7%) и сами чёрные металлы (-5,6%). Однако положительную динамику продемонстрировали перевозки цемента (+4,7%), руды железной и марганцевой (+3%), химические и минеральные удобрения (+2,2%).

Однако в целом, погрузка на сети РЖД по итогам года составила один млрд 278,1 млн тонн, сообщили в пресс-службе монополии. Таким образом, в ОАО «РЖД», вопреки прогнозам о росте на 1,5%, не увеличили, а ухудшили результаты на 0,9% по сравнению с 2018-м. Впрочем, это не вина монополии, как указывает целый ряд экспертов, движение грузов по железной дороге – это, в первую очередь, индикатор общеэкономических проблем страны. И одни аналитики полагают, что сейчас мы наблюдаем ещё один симптом грядущего кризиса. Другие спорят: падение погрузки не станет долгосрочным трендом и в 2020 году монополия, скорее всего, отыграет падение ростом 0,6-1%.

В то же время с финансовой точки зрения монополия действует вполне успешно. Как сообщало rns.online, прогнозируемая чистая прибыль РЖД по итогам 2019-го составила 27 млрд руб. по РСБУ, увеличившись в 1,5 раза в годовом выражении. А в 2020 году глава РЖД Олег Белозёров и вовсе прогнозирует увеличение этого показателя до 50 млрд руб. дальневосточная железная дорога

Споры о БАМе

В свою очередь, глава одного из 16 территориальных филиалов РЖД, начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин на итоговой встрече с хабаровской прессой в макрополитику не углублялся, а указывал на успехи коллектива ДВЖД как раз в сфере грузоперевозок. дальневосточная железная дорога

Так, грузооборот на ДВЖД в прошлом году вырос на 3,2%, а в этом году в планах увеличение показателя до 7,5%. В инвестпрограмму магистрали в 2019-м вошло 1376 объектов. В деньгах это свыше 65 млрд руб. – что в 1,3 раза выше, чем в 2018 году. В 2020 году же и вовсе объём инвестиций планируется увеличить вдвое.

Помимо завершения основных работ по переустройству главного хода железнодорожной магистрали острова Сахалин с узкой колеи на общероссийский стандарт и возведения комплекса зданий эксплуатационного депо в Комсомольске-на-Амуре одним из главных событий года на ДВЖД стали торжественные мероприятия, посвящённые 45-летию Байкало-Амурской магистрали. дальневосточная железная дорога

Споры вокруг БАМа продолжаются, в том числе и на самом высоком уровне. В частности, в ноябре глава ФАС России Игорь Артёмьев, по данным РБК, указывал, что в 2019 году у РЖД есть «существенное невыполнение мероприятий» по развитию Восточного полигона (БАМа и Транссиба) – на тот момент на приоритетную программу не было потрачено около 40 млрд рублей! дальневосточная железная дорога

В то же время, по словам Николая Маклыгина, работа БАМа сегодня опровергает мнение критиков, называвших магистраль «дорогой в никуда». Сегодня дорога равносильна по значимости Транссибу, уверяет глава ДВЖД, и её роль будет только возрастать. По оценкам железнодорожников, инвестиции во второй этап реконструкции Восточного полигона оцениваются в 330-335 млрд рублей.

Современные и безопасные пешеходные переходы для слабовидящих. Фото с сайта «ХабИнфо»

В частности, для увеличения пропускной способности запланировано до 2025 года строительство второго пути от станции Волочаевка до Комсомольска-на-Амуре. В итоге эта двухпутка позволит везти грузы не 26, а 70 поездам, коллектив дороги расширится с 1800 человек до 3000. А ещё дорогу от Волочаевки через Комсомольск до Ванино будут электрифицировать. Также в планах ДВЖД – пуск пограничного перехода Нижнеленинское – Тунцзян.

Кадры решают?

Но, как признал Николай Маклыгин, сейчас ещё не до конца решен вопрос с оттоком железнодорожников из мест с особо тяжёлыми условиями работы на БАМе. По его словам, только в 2019 году там уволилось около 24% сотрудников, поэтому в новой пятилетней программе пристальное внимание уделят вопросу закрепления кадров. Для этого молодым специалистам предлагают скидки на приобретение жилья, а также повышенную зарплату.

«У нас 40% работников – молодёжь до 35 лет. Около 4,5 миллионов мы тратим на соцпакет, а средняя зарплата – 74 тысячи рублей. В 2019 году мы трижды индексировали зарплаты», – говорит Николай Маклыгин.

Начальник дороги с особой гордостью рассказал про открытие комплекса эксплуатационного локомотивного депо в Комсомольске-на-Амуре. Там на трёх этажах есть и производственные зоны, и конференц-зал, и тренажёрка, и сауна, и даже бассейн! «Барство!», – слышно где-то в зале. Но Николай Васильевич с этим не согласен.

– Я бы не называл это изыском. Сотрудники приезжают туда в комфортные условия. Они заходят в первую раздевалку, где оставляют чистую одежду, проходят в душевую, выходят из неё в другую раздевалку, где надевают рабочую одежду. Потом они приезжают обратно. Снимают рабочую одежду, через душевую выходят в первую раздевалку, где до сих пор висит их чистая одежда. Разве это барство?! Мы живём не сегодняшним днем, это заложенный фундамент на несколько десятилетий, – говорит начальник ДВЖД.

Общественники не раз проводили акции на переезде около ул. Тихоокеанской. Фото Екатерины Подпенко

Забота о пассажире

Говоря о пассажирах, Николай Васильевич, естественно, указал, что это главные индикаторы работы железнодорожников. дальневосточная железная дорога

И пассажиропоток растёт сейчас как на РЖД в целом, так и в нашем регионе. Так, ДВЖД перевезла в 2019 году 10,2 млн пассажиров – на 1,8 % больше, чем в 2018-м. Правда, этот рост достигнут в основном за счёт электричек: в пригородных поездах перевезено 6,5 млн человек (+3,1%), а вот в поездах дальнего следования есть недобор в 0,5% (перевезено 3,69 млн чел.).

Но на дороге работают над улучшением комфорта. За последние три года, по словам Маклыгина, ДВЖД закупила 82 пассажирских вагона. В 2019-м три модернизированных электропоезда получило Приморье. В них есть кондиционеры, вайфай и биотуалеты. Три новых рельсовых автобуса теперь курсируют по путям на острове Сахалин. Там же продолжают переделывать железнодорожные пути с узкой колеи на общероссийский стандарт. Обещают, что уже в 2020 году эта эпохальная перешивка, начатая ещё 15 лет назад, будет, наконец, завершена. Так что со своей стороны РЖД к возведению сахалинского моста готово, однако комментировать этот мегапроект Маклыгин отказался, указав, что «решение пока не принято».

– Сказать, что у нас так всё замечательно, я не могу, – признаётся глава ДВЖД, продолжая разговор о пассажирских перевозках. – Последняя моя поездка в Ургал была в вагоне, где было холодно – при минус 47 градусах за окном. Мы заменили их на спальные вагоны повышенного уровня комфортности, но кроме убытков ничего не получили! Не все пассажиры, к сожалению, могут позволить себе такие комфортные условия. Так что наша задача – в наших непростых погодных условиях и на больших расстояниях всё же подтянуть уровень местных вагонов до уровня нормального в России. дальневосточная железная дорога

В 2020-м ДВЖД получит 133 вагона нового поколения, они полностью обновят парк пассажирских поездов «Владивосток – Москва». А освободившиеся вагоны заменят состав поездов, курсирующих по региону, это касается направлений «Владивосток – Советская Гавань», «Хабаровск – Тихоокеанская».

Также начальник дороги пообещал, что к маю на станции Известковой в ЕАО откроется отремонтированный вокзал, а через два года после капремонта сдадут объект в Биробиджане. В обновлённом вокзале сохранят первозданный исторический орнамент. На его ремонт ДВЖД потратит около 50 млн рублей.

Переходное решение

Порадовало внимание железнодорожников к городским проблемам Хабаровска. На вопрос журналиста об опасном переходе жителей путей в районе Красной Речки начальник магистрали говорил обстоятельно. По словам Николая Маклыгина, он проехал весь маршрут в том районе, где жители Красной Речки преодолевают рельсы, порой пролезая под вагонами. И опасность для жизни там присутствует, так что эту проблему начальник ДВЖД решает совместно с мэром Сергеем Кравчуком. дальневосточная железная дорога

– Мы проанализировали данные, я давал задание в течение десяти дней посменно дежурить двум людям с семи утра до девяти вечера. За день за это время там прошли 132 человека. Основной поток населения проходит с семи до девяти утра и с шести до восьми вечера. В эти часы пик мы не будем занимать пешеходный переход через рельсы, – обещает Николай Васильевич.

Также там поставили сигнализацию, которая оповещает людей о приближении поезда. Но это не решает проблему окончательно. Ещё чиновники предлагали пустить маршрутное такси, но согласовать его пока не получилось. Ещё один вариант на будущее – пустить автобусы-шаттлы (для бесплатного преодоления коротких расстояний – Прим. Авт.). Так что было бы желание – и эту давнюю проблему тоже можно будет решить...

Фото автора и пресс-службы ДВЖД

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».