Зачем искать золото Умальты?
Искать украденное и пропавшее золото - дело захватывающее! Например, золото белого адмирала Колчака или «красной» партии КПСС. Ищут ограбленный в Хабаровском крае караван с золотом и герои приключенческого фильма «Золото Умальты». Создатели этой ленты с киностудии «Лендок» прилетели 14 апреля из Санкт-Петербурга в Хабаровск. золото умальты
Гендиректор студии Алексей Тельнов и его зам Елена Дементова, актер Артем Ткаченко и режиссер Андрей Богатырев прямо с самолета прибыли в Дом приемов краевого правительств на встречу с журналистами местных и федеральных СМИ.
- Благодаря личной договоренности губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева со студией «Лендок», при поддержке Минкультуры РФ, начаты съемки фильма, основанного на действительных событиях, - когда в верхнебуреинской тайге исчез золотой обоз, - открыл пресс-конференции министр культуры края Юрий Ермошкин. – Что же случилось с тем золотом? Об этом рассказывает художественный фильм «Золото Умальты». золото умальты
«Фильм этот фактурный, жесткий, четкий по структуре, мощный по жанру - истерн. Стилистика классического, западного вестерна здесь наполнена нашим культурным кодом и нашими персонажами, погружена в нашу российскую историю», - пояснил генеральный директор студии «Лендок» Алексей Тельнов.
Как известно, идея фильма принадлежит губернатору. Он прочитал роман Станислава Глухова «Возвращение на Умальту», где описан такой давний случай. Нашлись в архивах и другие (читайте ниже отчет с судебного процесса – Прим. Ред.) И выбрали историю, имевшую место в 1917 году, где главная интрига: после ограбления золото – исчезло!
Истерн всегда столкновение, разные мировоззрения и подходы к жизни. Герои фильма, попадая в разные ситуации, имеют одну цель. Они ищут пропавший обоз, у каждого есть собственный смысл его найти, своя задача. Но картина, скорее, о поисках себя: и зрителям интересно, изменится ли герой? сможет ли покорить судьбу? а что такое судьба вообще?
- В чем смысл фильма? Он сводятся к простым вещам, и прозвучат банально: не в золоте счастье! Да, каждый герой хочет за это золото что-то купить: например, какие-то вещи, свободу или даже любовь, - размышлял режиссер «Золота Умальты» Андрей Богатырев. - Но иногда это ложный путь. Ведь истинную свободу или любовь не купить за золото, и это один из самых генеральных смыслов. А наши герои думают, что у них это получится, и каждому из них предстоит иметь свой урок!
Станислав Глухов, Член Союза писателей России
Для справки
«Золото Умальты» (16+) - первый масштабный исторический «истерн» в современном отечественном кино. Роли исполнят ведущие российские актеры — Артем Ткаченко, Алексей Шевченков и Павел Деревянко. История основана на реальных событиях, которые произошли в 1917 году в Хабаровском крае, вблизи ныне несуществующего поселка Умальта Верхнебуреинского района. Первые сцены картины уже отсняты в Карелии, выпущен тизер (короткий видео-анонс) фильма. Запланированы съемки в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Премьера фильма ожидается в конце 2024 года. В планах также - сериал и компьютерные игры.
Как известно, идея фильма принадлежит губернатору. Он прочитал роман Станислава Глухова «Возвращение на Умальту» (16+), где описан такой давний случай. Нашлись в архивах и другие. И выбрали историю, имевшую место в 1917 году, где главная интрига: после ограбления золото – исчезло! золото умальты
Приговор Амурского окружного суда по делу ограбления каравана с Ниманским золотом
19 и 20 августа 1894 года Амурский окружной суд в г. Благовещенске, в публичных заседаниях, рассмотрел дело об ограблении каравана Ниманской золотопромышленной компании, 24-го того же августа вынес и объявил подсудимым краткую резолюцию.
Дело это по смелости исполнения преступного деяния, по значительной стоимости объекта преступления и по деморализующему влиянию, которое оно имело на местный, так называемый «таежный люд», считалось самым выдающимся преступлением, которое когда-либо имело место в пределах здешнего края. Обстоятельства его следующие.
5-го июня 1892 года с приисков Ниманской компании и с приисков арендаторов под конвоем двух казаков, в сопровождении служащего Бурсова, 29 рассчитанных рабочих и двух конюхов, вышел караван - в количестве 16 пудов (256 кг) золота от Ниманской компании и 35 фунтов (14,3 кг) от арендаторов. Золото везли на шести вьючных лошадях. Рабочие же, кроме лиц специально назначенных для сопровождения каравана, т.е. кроме служащего и казаков, шли пешком.
Караван медленно двигался по узкой горной тропе; движение его еще более замедлялось разлившимися горными ключами и речушками, через которые пролегал таежный путь. В зимовье «Половинка», что в 45 верстах от приисков, караван догнал следовавшего с приисков горного инженера г. Бацевича, при котором, кроме денщика и конюха, состоял конвой из двух рядовых 2-го ВС линейного батальона.
Ночь на 9 июня караван провел вместе с г. Бацевичем, который утром выступил вперед по направлению к Бурее, где при впадении р. Умальты в р. Бурею таежный путь на лошадях прекращается - далее до р. Амура обыкновенно следуют на лодках, вниз по Бурее.
От зимовья «Половинка» до Усть-Умальты остается еще 45 верст. Ни г. Бацевич, ни караван не могли (из-за крайней медленности движения по горной тропе) проследовать этот путь в один день, почему и было предложено ночевать опять вместе на р. Эльге. Обыкновенно там ночуют все путники, идущие по этой дороге.
На Эльгу г. Бацевич прибыл еще засветло и, раздумав тут ночевать, уехал на Березовский ключик, в пяти верстах от Эльги, где и приказал разбить палатки для ночлега. Караван с золотом, не найдя на Эльге г. Бацевича, также направился на Березовский ключик, а утомленные от перехода рабочие, все 29 человек, остались на Эльге.
Едва караван расположился рядом с палатками г. Бацевича, как начало темнеть. Пошел дождик. А часов в 12 ночи вдруг раздался залп из нескольких ружей. Пули осыпали палатку, где спал служащий компании Бурсов и в которой лежало золото. Испуганные пальбой люди, покойно спавшие в палатках, повскакивали с лежанок и, вследствие темноты, находились в ужасном недоумении…
«Казаки, кто это стреляет?» - закричал горный инженер г. Бацевич.
Откуда-то из темноты ему грубо ответил зычный голос: «Мы вам покажем казаков… Перебьем всех, разорим Ниманскую компанию… Пли! Пли!»
Выстрелы вновь загремели. Нападающие осаждали палатку с золотом, осыпая ее градом пуль. При втором залпе четыре пули остались в теле Бурсова; он вскочил на коня и, обезумев от ужаса, вряд ли сознавая себя, выстрелил из револьвера.
«Стой, – раздался в темноте тот же страшный голос, – не подходи близко к палатке! Пять человек марш отрезать отступление! Обходи палатку, перебьем всех… Пли! Пли! Пли!»
Опять загремели выстрелы. Осажденные в страхе поползли из палаток, утопая в грязи болота.
«Стреляй по белому, кто-то уходит!» - кричал атаман нападавших, и г. Бацевич, бежавший в тайгу в одном белье, услышал свист пуль, летевших мимо его головы.
Запрятавшись в болото, люди долго еще слышали выстрелы. Только перед светом пальба начала редеть и понемногу утихать. Рассвело, и по прибытии к палатке сопровождавшие караван увидели, что золото - унесено…
Казак Кабирев решился бежать тайгою на прииск, чтобы дать знать о происшествии. Но в полуверсте от Березового ключика заметил несколько человек, вооруженных, сидевших на земле, и воротился. В последствие на том месте нашли разорванные сумы, в которых было упаковано золото, револьвер, видимо, оброненный злодеями, и проч.
В эту же ночь со склада Умальты, что на Бурее, в 20 верстах от места происшествия, была украдена лодка. 10-го и 11-го июня видели плывущих по Бурее на этой лодке 6 или 7 таежников. Они усиленно гребли и, против обыкновения, не только нигде в населенных пунктах не приставали, но, завидев людей, сворачивали к противоположному берегу.
Около речки Эльги, где обычно останавливаются караваны и где ночевали 29 рабочих, на горе, у подошвы которой и течет Эльга, позже нашли два балагана, искусно скрытые в кустах. В них, видимо, жили разбойники. У спуска с горы устроена караулка, от нее вниз шла просека: здесь ожидали движение каравана. Кругом той площадки, где должен был расположиться караван, найдены правильно устроенные ложементы.
Нет сомнения, что злодеи предполагали сделать нападение у Эльги, но произошло это у Березового ключика и только благодаря счастливой случайности. Счастливой - потому что, судя по засадам, устроенным близко к самым палаткам, никого из сопровождающих не выпустили бы живыми…
Местная власть, встревоженная таким необычным преступлением, срочно принялась за розыски. Частные золотопромышленники, испуганные отчаянно смелым и, к сожалению, удавшимся ограблением, подняли тревогу. Всё общество с живейшим интересом ожидало раскрытия преступления.
Наконец настал день, когда и общество, и власть вправе были ожидать разъяснения дела, более двух лет волновавшего умы и давшего пищу для разного рода заключений и инсинуаций. День этот был 19 августа 1894 года.
В виду напряженного внимания, с которым относились к Ниманскому делу, и множества заявлений о желании публики присутствовать при решении его, Амурский окружной суд вошел с ходатайством к господину Министру Юстиции о разрешении провести заседание в здании городской Думы.
После последовавшего на это разрешения, заседания открылись в просторном зале, вход в который для публики был допущен по билетам.
Но меру эту председатель суда вынужден был тотчас же отменить. Наплыв публики был так велик, что сдержать ее желание попасть в зал сделалось невозможным. При страшной тесноте и давке публика разместилась, как могла, в зале, заняла коридоры и смежные комнаты. Даже на крыльце и на улице против здания Думы толпы народа с жадностью ловили все речи, относительно происходившего на суде.
Такое внимание, оказанное этому делу, показывает, что местное общество не относится с прежним индеферентизмом к совершению актов правосудия. Из чего можно заключить, что и для нашей окраины наступило то время, когда введение гласного суда по судебным уставам Императора Александра II-го было бы и своевременно, и очень желательно.
***
Докладывал дело председатель суда г. Кокошкин, обвинял областной прокурор г. Лорхе, гражданским истцом от потерпевших выступил адвокат г. Кордовский, защитниками обвиняемых допущены частные ходатаи по делам г.г. Соколов, Прокунин, Симоновский и Прокопьев.
На скамье подсудимых, за усиленным конвоем местного батальона, находились: беглый ссыльно-каторжный Александр Шаров; крестьянин Забайкальской области Владимир Лазарев; старообрядцы Евстафий Шитин и Степан Ильин; персидский подданный Ильдар Ишаев; крестьянин из ссыльных, только что осужденный за убийство на 10 лет каторжных работ, Калистрат Уперов; уволенные от каторжных работ поселенцы с о-ва Сахалин Якуб Вельбаум и Карл Аллесов; крестьяне деревни Бахиревой Филимонов, Киселев, Герасимов и Медведев.
Первые восемь в качестве обвиняемых в непосредственном ограблении, остальные – как их укрыватели.
На суд не вызывались все свидетели, эксперты и сведущие люди. Не рассматривали вещественных доказательств. Обвинение состоялось на основании данных, добытых следствием. Тем не менее, обвиняемым зачитали их показания, данные на следствии, и предоставили право словесного выступления на суде - в дополнение или изменение своих показаний.
Прокурор прочитал краткую речь, в которой сгруппировал улики, добытые следствием, и, квалифицировав преступное деяние, прояснил статьи закона к каждому из обвиняемых.
Гражданский истец г. Кордовский произнес весьма толковую речь. Он ярко обрисовал картину происшествия, удачно систематизировав доказательства к установлению corpus delicti (состав преступления) и перешел к опровержению представленных защитниками alibi (алиби) их клиентов. Шаг за шагом истец проследил пребывание обвиняемых в тайге в момент преступления, убеждая слушателей в виновности подсудимых.
***
На суде выяснилось, что ранней весною Лазарев, Кукушкин (Шаров) и Ильин выехали из Благовещенска в тайгу для продажи «хищникам» (нелегальные старатели) спирта. В марте 1892 года они поселились на ключике Салакит, где и соединились с Шатовым, Ишаевым и Уваровым. Первое время проводили в пьянстве, разгуле и драках, а затем стали скупать у «хищников» оружие, сухари, патроны и т.д.
В конце апреля эта шайка – уже вооруженная, с запасом сухарей и спирта, на 3-х вьючных лошадях двинулась на Угыкан, по дороге к Ниману. В тайге Лазарева с его товарищами неоднократно встречали таежники; их видели и якуты в тех потайных балаганах на Эльге. Тогда и пошел слух: Лазарев проговорился, что «пошел ограбить Ниманский караван».
Два свидетеля признали Лазарева сидевшим в украденной на Усть-Умальте лодке, которая уже после ограбления каравана шла 10-го по р. Бурее. Рядом свидетельских показаний установлено, что Лазарев и его товарищи утром 12-го июня 1892 года двигались к деревне Бахиревой. Остановились они в устье руч. Симичи. Отсюда в Бахирево пошел один Ильин, он нанял у знакомого крестьянина Медведева трех лошадей и увел их к Симичам.
Здесь шайка разбилась, но все ее члены направились в Благовещенск, платя неимоверные цены за подводы. По пути продали часть золота в деревне китайцам. В городе они тратили значительные для них суммы на предметы роскоши, что ранее им в голову не приходило!
В устьях Симичи впоследствии было найдено три пуда золота в приисковой укупорке, признанное экспертом из золотопромышленников, как ниманское, а также оружие, одежда и различные вещи - всё это свидетелями признано принадлежащим лазаревцам.
На суде, кроме этих главных улик, основанием к обвинению подсудимых было приведено множество хотя и менее важных, но также убедительных.
К сожалению, не все защитники усвоили свои обязанности. Адвокат г. Прокопьев, много говоривший, мало касался существа дела, чем даже вызвал у своего клиента заявление: «Господа судьи! Мой защитник ничего не сказал в мое оправдание, позвольте мне самому защищаться!»
Адвокат г. Прокунин не уяснил себе задач, которые на нем лежали, или, по крайней мере, не сумел их выполнить. Он не привел ничего такого, что склонилось бы к оправданию его клиентов или смягчило их вину. Лишь не переставал делать заявления, сущность которых служила подрыву доверия публики к следствию и даже самому суду.
Почти все подсудимые стояли на почве положительного оправдания: «Знать не знаем и не ведаем». Лазарев только приводил доводы к опровержению улик; продуманную и не лишенную интереса речь сказал также Шаров.
***
Вот краткая характеристика тех лиц, которые были признаны виновными.
Шаров – родом казак Терского войска, за кражу со взломом был, по лишению прав, сослан в Сибирь и поселен в Верхоянском округе Иркутской губернии. Поселенцем ушел он на прииска и сделался спиртоносом. Совершая разные преступления в тайге, не знал предела умеренности; в 1882 году за убийство и кражи Якутским окружным судом был осужден на 20 лет каторги, но, следуя в каторгу, дорогой вновь бежал в тайгу, под именем «Морозов».
С его прибытием в тайге начались ужаснейшие злодейства: он начал с того, что убил из мести урядника Конюшкина и Шилова, преследовавших его ранее и предавших его суду. Имя Шарова-Морозова загремело как на владетелей приисков, так и на рабочих. Даже на кочующих около приисков якутов он наводил не напрасный страх.
Пять лет злодействовал Шаров, и только 1888 году был пойман. Дело по нему за тот период носит название: «Опасные преступления, совершенные Шаровым». Перечень этих преступлений длинен. 10-го мая 1888 года он осужден на бессрочную каторгу, следуя в которую, вновь бежал. В Амурской области в 1891 году с фамилией Кукушкин появился на приисках В-Амурской компании. Здесь вместе с Лазаревым обвинялся в убийстве на Полуденном прииске казака - с целью ограбления конторы, где хранилось золото.
Лазарев – еще очень молодой человек, необычайно высокого роста и крепкого сложения, имеет грубый зычный голос и резкий взгляд. Он известен за отчаянного спиртоноса, и «хищники» приписывают ему много злодейств.
Калистрат Уперов – тоже спиртонос, в России он был взят как бродяга. Сослан в Сибирь на поселение; в 1891 году, как он сам сознался, с двумя товарищами совершил тройное убийство в Благовещенске, а в 1892-м мы встречаем его уже по дороге к Ниману.
Мадьяр Ишаев - за разбойническое нападение на Кавказе, в шайке злодеев, был осужден в каторгу. По отбытии срока работ по Высочайшему повелению отправлен на родину, но предпочел Амурскую тайгу и спиртоношество.
Шитин и Ильин – забайкальские старообрядцы, уже много лет промышлявшие в тайге спиртоношеством; таежная молва тоже приписывает к ним немало злодейских подвигов.
По приговору Амурского окружного суда грабители золотого караваны были отправлены в каторгу: Шаров – без срока; Лазарев – на 15 лет; все остальные – на 12 лет каждый. Главные укрыватели осуждены в арестантские роты.
Гражданский иск потерпевших признан судом в сумме около 300.000 руб., подлежащим удовлетворению из имущества обвиненных, отобранных у них денег и вещей, а также из найденного золота.
«Приамурские ведомости» № 43 от 23 октября 1894 года, стр. 8-10.
На скамье подсудимых, за усиленным конвоем местного батальона, находились: беглый ссыльно-каторжный Александр Шаров; крестьянин Забайкальской области Владимир Лазарев; старообрядцы Евстафий Шитин и Степан Ильин; персидский подданный Ильдар Ишаев; крестьянин из ссыльных, только что осужденный за убийство на 10 лет каторжных работ, Калистрат Уперов; уволенные от каторжных работ поселенцы с о-ва Сахалин Якуб Вельбаум и Карл Аллесов; крестьяне деревни Бахиревой Филимонов, Киселев, Герасимов и Медведев.
Главное фото: скриншот с тизера х/ф «Золото Умальты» (16+)
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».