Всем подопечным, как родная: хабаровчанка трудится соцработником, не покладая рук
Многие плохо представляют, что такое – социальная работа. Кажется, что это лёгкий труд: пришёл, принёс продукты, помог убраться и ушёл. Но в реальности эти люди отдают каждый раз частичку себя своим подопечным, которые за годы сотрудничества становятся буквально родными. день соцработника
Переработка ради людей
Хабаровчанка Лариса Пассар социальный работник с 13-летним стажем. До этого была рабочим на заводе Дальэнергомаш, работала крановщиком, штукатуром, маляром, каменщиком. А когда осталась без работы, знакомая посоветовала соцслужбу. Решила попробовать, с работой в то время было туго. Понравилось, но втянулась не сразу, вначале было очень сложно, признаётся женщина.
– Мне сразу назначили девять человек, в основном одинокие пенсионеры. Трудно было именно на психологическом уровне. Ведь у каждого свой характер, свой жизненный багаж. Коллеги учили меня, как работать с пожилыми людьми, как с ними разговаривать, как сохранять терпение, – вспоминает Лариса Тимофеевна. день соцработника
Сегодня за хабаровчанкой закреплено 13 человек, которым от 53 до 96 лет. В основном это пожилые люди, которые почти не выходят из дома из-за состояния здоровья. В среднем, каждый день она успевает посетить четверых из них. Бывает вместо положенных двух раз неделю, к некоторым приходится забегать по три и четыре, чтобы элементарно напомнить пить лекарства. И с каждым круглосуточно на телефоне. Порой приходится навещать подопечных и в выходные, и ночью – пожилые люди могут позвонить в любое время, ведь ситуации бывают разные.
Основные ежедневные обязанности соцработника – покупка продуктов, лекарств, оплата квитанций, походы в поликлинику и контроль за состоянием здоровья подопечных. И хотя все они прописаны в трудовом договоре, в реальности дела настолько разнообразны, что невозможно составить полный список: от записи на приём в поликлинику до настройки кондиционера и покупки красок и кистей. день соцработника
Работа с одинокими пенсионерами требует особого отношения: они всегда очень ждут встречи, просто чтобы поговорить. день соцработника
– У нас официально рабочий день с 09.00, но мои подопечные очень любят, когда к ним приходишь с самого утра. А просыпаются они очень рано, – рассказывает Лариса. –По регламенту на каждого положено около двух часов. Уберусь, обед приготовлю, поговорим, обсудим дела и дальше к следующему клиенту. Но всё очень индивидуально. Потому что люди разные, потребности у них разные. Порой домой добираюсь уже после девяти вечера.
13 бабушек
Сын Ларисы Пассар Павел к тому, что мама постоянно на работе, своё внимание и время отдают другим людям давно привык. Лишь удивляется порой, насколько у Ларисы большое сердце, что его тепла хватает на всех вокруг, на своих и на чужих.
Парень тоже подключился к маминой работе и на общественных началах помогает пенсионерам разобраться с техникой. То телевизор поможет отладить, то посоветует какой ноутбук купить, при необходимости сам всё подключит, настроит и покажет как пользоваться.
– Сын говорит: «Не было у меня родной бабушки, зато теперь их целых 13», – смеется наша героиня. – Он и на самом деле к ним так относится, переживает когда болеют, спрашивает, как у них дела. Все мои клиенты уже давно стали для нас как родные.
Всех не обнять
Это сейчас все клиенты для Людмилы Тимофеевны близкие люди. А в начале своей карьеры такое сближение с подопечными сыграло злую шутку с начинающим соцработником. Проработав несколько лет, женщина столкнулась с профессиональным выгоранием. Говорит, очень хотелось помочь всем и сразу, обогреть теплом каждого, но сил не хватило.
– Когда я пришла в соцслужбу, я впервые в жизни столкнулась с тем, что бывают брошенные люди. Никому не нужные бабушки и дедушки, – вспоминает Лариса Тимофеевна. – И это, на самом деле, очень страшно. У них у каждого своя судьба, каждый остался один в силу разных причин. Кто-то похоронил всех детей, а у кого-то дети есть, но они далеко и почти не вспоминают о родителях. Но у всех есть общее – они всегда плачут. Я первое время очень сильно погружалась в них. Это ошибка всех новичков соцслужбы. Всем хочется обнять всех и сразу, а это невозможно.
Организм женщины не выдержал такой нагрузки и здоровье подвело. Пришлось на несколько месяцев оставить работу, восстанавливаться.
– Одно время было желание бросить работу. Но как оставить всех моих клиентов? Они стали мне как родные. Вот смотрит на тебя бабушка и говорит: «Ты пока не увольняйся! Вот я помру, тогда можно». И что на это скажешь? – улыбается Лариса Тимофеевна.
Сейчас выстраивать отношение со своими бабушками и дедушками помогает психологическое образование. Диплом психолога Лариса получила уже в зрелом возрасте. Захотелось разобраться в себе, лучше понимать окружающих. Полученные знания очень полезны – и себя настроить, и с подопечными комфортно общаться.
Кстати, тёплые и дружеские отношения с клиентами случаются не всегда. Редко, но попадаются, так скажем, вредные – ругаются, возмущаются, пишут жалобы руководству.
– И всё им не так: хлеб купила не тот, пол помыла не так, суп сварила невкусный. Я сначала принимала всё это близко к сердцу, расстраивалась. Но потом поняла – ругаются они не от того, что плохие люди. Они, таким образом привлекают внимание к себе. Как маленькие дети, которые капризничают. В душе-то они добрые, а агрессия – это крик о помощи, – объясняет женщина.
Такие клиенты как переходящие знамя кочуют от одного соцработника к другому.
Ведь если у человека скверный характер это не значит, что его можно оставить совсем без помощи.
Но скандальны клиенты явление не частое. В основном люди очень благодарны и умеют ценить помощь, уверена женщина. Тем не менее, в работе с каждым есть своя специфика. Одна бабушка, например, любит принимать ванну в восемь утра, и Лариса старается в эти дни выйти из дома пораньше. Другая осваивает смартфон и женщина терпеливо из раза в раз объясняет пенсионерке, на какие кнопки нажимать и как скачать картинку, чтобы отправить внукам. А незрячий пенсионер, тоже клиент нашей героини, любит классическую музыку и соцработник не пожалеет времени на обсуждение с ним произведений Чайковского.
– Работа с незрячим клиентом вообще сильно отличается от остальных. Например, когда я приношу продукты, их нужно отдавать прямо в руки, проговаривая, что это. Чтобы мужчина сам положил на место и запомнил где и что у него лежит. Да и как человек он сам очень интересный, достоин восхищения. Когда он потерял зрение, не опустил руки и не ушёл в себя. Он с помощью специальных устройств активно пользуется интернетом, много читает и слушает. Рисует! Я покупаю ему краски, кисти, бумагу. А когда прихожу в очередной раз, он просит оценить его работы. Говорю ему всегда честно, как думаю. Если нравится – похвалю, а если мне кажется, что получалось неудачно, так прямо и говорю.
– Есть ещё одна очень интересная бабушка, ей 96 лет и она очень много знает об истории Хабаровска. Когда они с мужем приехали сюда, в городе всего один автобус ходил и не существовало большинства нынешних улиц. Она своими глазами видела развитие и становление Хабаровска. Всё хорошо помнит и так интересно об этом рассказывает, что заслушаешься.
Треволнения пожилых
Коронавирусная пандемия сказалась и на работе соцслужбы. Очень много приходилось, выполнять медсестринской работы и чуть ли не ежедневно ходить в поликлинику и аптеку. Но особенно сложно было психологически.
– Пенсионеры постоянно смотрят телевизор. Для многих это единственный «свет в окне». Особенно любят новости, а там по несколько раз на дню сообщали о зараженных и умерших от «ковида». Бабушки и дедушки начинают переживать, волноваться, расспрашивать меня об этом, – говорит женщина. – Сейчас, кстати, в связи с последними мировыми событиями похожая ситуация: насмотрятся новостей, а потом приходится их успокаивать. Я уже прошу, не включайте вы этот телевизор, не забивайте себе голову.
Годы работы в соцслужбе, признаётся женщина сильно изменили её саму и отношение к людям.
– Пожилые люди – они как дети. Только уже со своим устоявшимся личным миром внутри, – говорит женщина. – Поэтому к каждому нужен свой подход. А вообще нужно иметь огромное терпение и любовь к людям.
Фото из архива Ларисы Пассар
- Где открывают «второе дыхание» с помощью фотоаппарата, когда вы на пенсии - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».