Современная дальневосточная литература жива: чем она «дышит», и что почитать
Дальневосточный онлайн-форум «ДФО-2020» завершился в декабре 2020-го. На нём уделили достаточно времени пандемии, политике, бизнесу и молодёжи. В стороне не осталось творчески одарённое сообщество. Оно на Дальнем Востоке многочисленное, чтобы писать, получать премии и развиваться. Чем «дышит» литературное объединение ДФО? И что можно почитать, чтобы понять их «тонкие души»? литература ДВ
Полмиллиона за текст о ДВ
На онлайн-форуме не раз звучала фамилия Юрия Трутнева, полпреда президента РФ в ДФО. Он является не только организатором мероприятия, но и учредителем общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева в 2019 году.
Уже меньше, чем через месяц, с первого февраля начнут принимать заявки для конкурса 2021 года. В нём могут участвовать россияне, написавшие произведения о Дальнем Востоке. Жанр при этом может быть выбран почти любой – роман, сборники повестей и рассказов, документальная проза, мемуары, отдельно повесть или рассказ.
Жюри делит работы по трём номинациям – «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей». В каждой категории выбирают по пять сочинений, и составляют списки лучших авторов.
В 2020-м поступило 144 заявки от жителей 17 регионов страны. Из них жюри отобрало 94 произведения. В длинный список вошли 30 наиболее удавшихся работ, а в шорт-лист – девять лучших.
Цель проведения премии – рассказать о современных авторах, привлечь интерес к Дальнему Востоку. И, конечно же, наградить самых одарённых. Победители в каждой номинации получают 500 тысяч рублей, вручают их в Москве.
Добавим, что от Хабаровска в прошлом году в премии участвовал Станислав Глухов, учредитель издательского дома «Гранд Экспресс». Он стал финалистом, и его произведение «Умальта» (16+) вошло в шорт-лист категории «Короткая проза».
Из этого становится вполне очевидным, что литераторы на Дальнем Востоке живут, пишут и развиваются. Спикеры площадки «Новая романтика Дальнего Востока» познакомили участников форума «ДФО 2020» с коллегами по перу. Их именами может пополниться ваш список того, что нужно почитать.
Кто-то уехал, а романтика осталась?
Семь спикеров дискуссии говорили о том, что из себя представляет дальневосточная литература, есть ли в ней романтики.
Первым слово взял владивостокский писатель Василий Авченко, о котором часто упоминает Захар Прилепин. Василию всего 40 лет, но он уже занял своё, возможно, неплохое место на карте местной литературы.
Автор выпустил биографии писателей Олега Куваева и Александра Фадеева. А также опубликовал документальный роман «Правый руль» (18+), энциклопедию-путеводитель «Глобус Владивостока» (18+), сборник рассказов «Кристалл в прозрачной оправе» (18+) и фантастическую киноповесть, написанную совместно с музыкантом Ильей Лагутенко.
Но модератор онлайн-встречи представил его как литературного директора фестиваля «Литература тихоокеанской России» и лауреатом премии имени Арсеньева (победил с «Повестью о нерегламентированном человеке» (18+).
Василий Авченко считает, что старая романтика ушла, а вот пришла ли ей на смену новая – он ответить точно не может. Он напомнил, что есть колоссальные проблемы не только перед регионом, но и, в целом, перед Россией. Мол, за 90-е годы ДВ покинули четверть населения. Вместо восьми млн человек осталось шесть, не беря во внимание присоединившееся недавно Забайкалье. А отъезд людей – это, по его словам, отражение гигантских проблем – материальных и ментальных.
И в таких условиях жизни можно ли говорить о книге с романтическим персонажем? Героя нашего времени писатели придумывают или отражают из реальности? Если второе, то Василий не уверен, что действующее лицо будет приятно читателю. Скорее всего, это будет грубоватый человек или проще сказать «барыга». А он никак не коррелирует с романтическими типажами прошлого, к примеру, с теми же комсомольцами.
С ним согласился Александр Ф. Скляр, советский и российский музыкант, член жюри премии имени Арсеньева. Он считает, что романтику в литературе сейчас сложно обнаружить. Мол, не до неё, потому что проблем куда больше, и они ощутимей. Это заслуженный артист России почувствовал, когда читал произведения в рамках арсеньевской премии.
Но он добавляет, что романтика сохранилась в детской литературе, к примеру, у Константина Сонголова «Если бы карма» (16+). В целом, вопрос не в том, есть ли лиричность, а в том, как сделать так, чтобы литература ДВ стала доступней для всей страны?
Ему вторит Анатолий Слепцов. Участник дискуссии – якутский писатель, прозаик и по профессии хирург. Он написал рассказы «Быков мыс» (18+) и «Честные люди» (18+). Первый победил в конкурсе в 2020 году. Он считает, что человеческие взаимоотношения могут стать ориентиром для романтиков. Человек на своей земле – это, мол, и есть ее движущая сила. Кстати, сейчас автор пока ничего не пишет, а наблюдает.
Приложение о ДВ книгах и новая номинация
Обменявшись мнениями на предложенную модератором тему, им, кстати, стал Вячеслав Коновалов, президент фестиваля «Литература тихоокеанской России», спикеры по «второму кругу» высказались, но уже конструктивней.
Олег Сидоров, председатель ассоциации писателей Якутии, финалист премии имени Арсеньева в 2019-м, предложил сформировать сообщество читающих и пишущих ДВ-литературу людей. Его идею развил Павел Жданов, издатель из Магадана, журналист, фотограф и член жюри премии имени Арсеньева. Он предложил создать интернет-площадку для продажи и обсуждения книг дальневосточных авторов по типу интернет-магазина книг «Лабиринт». В новом приложении заинтересованные люди знали бы, куда «идти» и что читать.
Павел Юрьевич добавил, что для себя нашёл романтического героя у Александра Смышляева в романе «Время полярных бродяг» (18+). Книга камчатского писателя рассказывает о бизнесмене, который много делает для чукотского посёлка, чтобы он выглядел достойно.
Александр Ф. Скляр предложил добавить номинацию в премию имени Арсеньева для российских музыкантов. К примеру – отражение современного произведения о ДВ в музыке. Скорее всего, это прибавило бы интерес к недавно родившейся литературной премии. Ведь музыканты – те же самые поэты?
Василий Авченко от себя добавил, что ему нравится, когда на Дальний Восток приезжают столичные авторы, вдохновляются нашей территорией и пишут о ней. Он вспомнил Евгения Гришковца и его пьесу «Как я съел собаку» (18+), действие которой происходит на острове Русском. В нём показан пример разрушения романтики. То же самое можно обнаружить и в романе Александра Кузнецова-Тулянина «Язычник» (18+). литература ДВ
Возвращение возвышенных чувств можно разглядеть в романе москвича Виктора Ремизова «Воля вольная» (18+) про мужиков-рыбаков с Охотского моря. Мол, это и есть ростки новой литературы, её переосмысление в книгах. литература ДВ
В целом, модератор подвёл итог дискуссии – через 20-летнее забытье на ДВ кое-что меняется, «прорастает», и есть люди, которые этому способствуют. А что нас ждёт в 2021-м, будет ли россиянам до литературы и искусства – понаблюдаем. литература ДВ
Фото автора, премияарсеньева.рф
Что почитать?
- Станислав Глухов «Умальта» (16+)
- Василий Авченко «Кристалл в прозрачной оправе» (18+)
- Александр Кузнецов-Тулянин «Язычник» (18+)
- Александр Смышляев «Время полярных бродяг» (18+)
- Игорь Кротов «Чилима» (18+)
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».