Долгое лето в стране Белого Облака: история художника самоучки из Хабаровска
Лариса Маркова – художник самоучка. В прошлом – вице-президент крупного банка, сегодня она профессионально занимается живописью, рисует акварелью и учит этому других. В 2020 году из-за пандемии Лара провела 9 месяцев в Новой Зеландии. Времени зря не теряла: преподавала дистанционно язык и живопись, и, конечно, рисовала. Результат – 150 солнечных, пронизанных воздухом акварелей. картина акварель
— Лариса, когда вы поняли, что вы художник? Рисуете с детства?
— Я всегда считала, что художник рождается с кисточкой в руке. Всю жизнь я восхищалась живописью. Когда мне было 5-6 лет, я брала в библиотеке журналы «Огонёк», там, в середине были постеры с картинами известных художников, и я их вырывала – собирала свою коллекцию картин. Мой любимый художник тогда – это Куинджи, с его волшебным лунным светом, я просто его собирала, собирала и собирала. И Ван Гог мне тоже нравился. Я хотела рисовать, но мама решила, что мне нужно в музыкальную школу. Отдала меня туда, и я оттарабанила музыкалку до 9 класса. Потом я поступила в институт, мечтала в архитектурный, но я же не рисую, как я могу в архитектурный пойти, ну и не пошла. Пошла в «Политен» на инженерно-экономический факультет, получила диплом и устроилась работать в проектном институте программистом, разработчиком. Потом меня взяли на работу в «Далькомбанк», и там я доросла до вице-президента.
Но однажды, лет пять назад, когда мне было 50, я наткнулась на книжку Бэтти Эдвардс «Откройте в себе художника». И она, действительно, перевернула всю мою жизнь. Эта книжка не только о том, как научиться рисовать, она о том, как развить в себе правое полушарие мозга, интуицию и т.д. И она стала моим букварём. И я поняла, что научиться рисовать может каждый. картина акварель
— Если не ошибаюсь, вы работаете только акварелью? Почему?
— Я очень восторженный человек, восторгаюсь светом. Я не рисую ничего конкретного, я рисую свет, портреты, пейзажи, натюрморты, цветы, фрукты-овощи. Меня возбуждает свет. Вот где он сияет, где есть эти переливы света, то я беру любой сюжет: например, отразился свет от блестящего лакированного бока машины – картинка, светятся янтарным светом яблоки в вазе – надо реализовать это. И поэтому мой выбор акварель, только ею можно передать воздух, свет, с помощью бумаги, которая просвечивает сквозь краски, это просто волшебный инструмент. Масло, акрил, графика – это не моё. Я доверяю акварели. Рисую без карандашного наброска, сразу краской, кистью. Акварель – это основа, я только подсказываю ей сюжет, и пытаюсь понять, куда она хочет потечь. Я пишу всего тремя основными цветами спектра: это жёлтый, синий и красный. Из этих красок можно намешать любые цвета, колористика картины как раз задаётся набором вот этих трёх цветов. Всего у меня в палитре 6 цветов: тёплый/холодный красный и так далее.
— Сколько времени у вас занимает работа над одной картиной?
— Я иногда участвую в челенджах (челлендж – от англ. Challendge, жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и потом выкладывает в сеть, предлагая повторить это знакомым или неограниченному кругу лиц – прим. ред.). Последние – это «100 человек за 10 дней» – надо было нарисовать 100 лиц за 10 дней, и «восьмиминутка» - это надо было в день нарисовать по 4 картины, за 8 минут каждую. Самая короткая картина у меня была за 3 минуты, самая длинная – часов 5 заняла. Я могу, конечно, отложить картину, подойти к ней на следующий день, внести какие-то изменения, но обычно я стараюсь заканчивать картину подписью. Подпись поставила – и всё, до свиданья.
— Что ощущаете, когда рисуете? Берётесь за кисть, если взволнованы, раздражены?
— Я рисую, как дышу. От настроения это не зависит. Просто дышу и всё. В процессе рисования я переживаю и счастье и напряжение. Бурю разных состояний, эмоций. Некоторые говорят о расслаблении и релаксе. Я же наоборот. Сильное напряжение, до пота, до боли в мышцах. Объяснить это состояние трудно словами. Но об этом не думаешь. Думаешь скорее о том, как сияет солнце и как же изобразить этот слепящий свет. Когда я начала рисовать, я поняла смысл жизни. Я искала его всегда, не понимала, для чего ж я родилась на свет? И вот теперь я это знаю. Человек приходит в этот чудесный мир, чтобы его увидеть, пропустить эти восторги через себя, обогатить это впечатление своими эмоциями и отдать эти чувства обратно. Тем самым сделать его ещё прекраснее. Я считаю, что, скорее всего, если бы я училась в художке и получала образование в этом направлении, это была бы другая живопись. Или ее бы не было вообще. картина акварель
— Как вы оказались в Новой Зеландии?
— В Новой Зеландии, в Окленде, у меня живут дочь и внучки. Я поехала туда на Новый год, мне визу дали на 3 месяца, я планировала уехать оттуда в марте. Но в марте пришло письмо, что мой билет домой аннулирован. Я слышала про пандемию, но не сильно придавала этому значение, потому что Новая Зеландия далеко, на отшибе, мы думали, что это вообще никак не коснётся Новой Зеландии. Но страна взяла и закрыла свои границы. Мне выдали визу с открытой датой – пока не закончится пандемия. Мне удалось уехать в сентябре, когда открыли небольшое окошко на границе, и с помощью посольства нас вывезли во Владивосток, и окошко закрылось. Сейчас границы в Новой Зеландии закрыты до февраля. Как жила, как зарабатывала? Ну, жизнь поменялась, и надо было вписываться в новый формат. И я решила, что уроки, которые я вела раньше вживую, можно же и по интернету проводить. И я набрала несколько групп по видеоконференции, потом вела мастер-классы в рамках международного фестиваля акварели «AquaZoom», в котором я тоже приняла участие. картина акварель
— Вы сегодня обучаете людей живописи, учите работать акварелью. Какие главные ошибки совершают начинающие художники?
— Самая большая трудность для начинающих художников - они стесняются того, что они не Репины или Куинджи. А нужно наоборот гордиться своим непреодолимым желанием научиться рисовать. А ошибки - это наша бесплатная школа. Без ошибок нет движения вперёд. Я учу разрешать себе ошибаться, радоваться такой возможности, увидеть, куда двигаться и что изучать.
— Вы продаёте свои картины, или дарите друзьям и знакомым?
— Раньше работы дарила часто, мне хотелось делиться, хотелось, чтобы их видели. Сегодня мои акварели востребованы, их покупают. Картины стоят по-разному, «быстрые» картинки – от 1000 рублей, самая дорогая – 20 000 р. картина акварель
— Вы ещё работаете в IT сфере?
— Сейчас акварель – это моя жизнь, и профессиональная, и творческая. Я занимаюсь живописью уже третий год. Моя карьера в IT завершилась. Но когда я работала в этой области, у меня было там достаточно творчества. И я не жалею о том времени совсем. Я благодарна судьбе, за то, что это случилось именно теперь
За время долгого лета в Новой Зеландии Лара Маркова написала 150 акварелей. Часть работ можно увидеть в ТЦ «Гранд Салон Альянс», в галерее-салоне «Лист», на втором этаже. Выставка называется «AOTEAROA, или длинное лето в Стране Белого Облака» (на маорийском Аотароа – Новая Зеландия - Страна Белого Облака). Выставка работает до 15 ноября, вход свободный.
Инга Трошина Фотографии предоставлены галереей-салоном «Лист»
- «Лучшие книги 2020 года: успеть прочитать ТОП-10 по версии «Хабинфо», читайте материал по ссылке.
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».