Удивительная новость: «одинокий волк», известный в наших краях путешественник, 75-летний академик народной академии наук, действительный член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества Александр Мурашев на днях отправляется в очередную экспедицию! александр мурашев

Теперь уже в район Циммермановки – на горно-таёжную речку Халанду (Саласу). Рыбалка, там, говорят, царская! Можно поймать и ленка, и сига, и жирного сома. Заглянет наш путешественник и в посёлки Решающий и Быстринск Ульчского района. Расстояние между ними всего семь километров. Но пройдёт он их пешком по тайге, в целях разведки туристических троп. Такова программа, разработанная им ещё в прошлом году. Настало время её осуществить.

Краевед Александр Мурашев

- В Хабаровском крае имеются возможности для приложения предпринимательской инициативы, - объясняет цель своего путешествия Александр Мурашев. - Одним из таких секторов является туристическая индустрия, становление и развитие которой в настоящее время сопряжено с определёнными затратами, в том числе на проведение исследований и экспедиций для разработки туристических маршрутов. Хабаровское краевое отделение Русского географического общества не может оставаться пассивным наблюдателем и намерено использовать свой общественный и научный потенциал для участия в оздоровлении социальной обстановки в крае. В рамках поставленной задачи развития туристического кластера мы считаем перспективной территорию Ульчского района, охватывающую область Нижнего Амура и северную часть Сихотэ-Алиня.

- Александр Михайлович, как Вы считаете, какие направления туризма можно развивать в этом районе?

- Регион имеет возможность развития приоритетных направлений туризма: научно-познавательного, спортивного, экологического, исторического и производственно-аграрного. Для достижения этой цели предполагается использовать не только существующие культурно-просветительские и производственные учреждения, но и организовывать новые.

В программе производственно-аграрного туризма могут быть организованы выезды на отдых, для сбора дикоросов и рыбалки, экскурсии на организованный в рамках проекта рыборазводный завод в устье одной из рек, впадающей в Амур, участие в сельскохозяйственной ярмарке и прочее.

Для культурно-познавательного туризма необходимо разработать маршруты для экскурсий по объектам культурного наследия с посещением музеев и мастеров народного творчества.

Событийный туризм может быть связан с проведением фестивалей – таких как фестиваль бардовской песни, проведение зимних национальных праздников ульчей, праздника казачьей культуры амурского казачества, межрайонных фестивалей. александр мурашев

Для определённой категории граждан является привлекательным спортивный и экстремальные виды туризма. В этом секторе планируется проведение региональных соревнований по авто- и велопробегу, восхождение на господствующие вершины Сихотэ-Алиня, сплавы по горным рекам.

И наконец, экологический и научно-познавательный туризм. В этом секторе предполагается разработка туристических маршрутов с целью посещения памятников природы, например, горной системы Тиуль-Шаман и природной охраняемой зоны Шаман-Яй, многодневные маршруты по «тропе Арсеньева и Шера» через перевал Размытый, походы к верховьям нерестовых рек.

- Как интересно! И с чего начнёте?

- Сначала необходимо провести подготовительные работы. Допустим, в поселке Решающем есть пустое строение площадью 400 кв. м, которое после ремонта может быть использовано как офисное помещение для размещения нашей экспедиции, туристическо-информационного центра, учреждённого совместно с представителями регионального бизнеса. В дальнейшем мы предполагаем провести форум по обсуждению наиболее актуальных вопросов, касающихся формирования туристической инфраструктуры в данном районе. Сюда надо активно привлекать население, предпринимателей для строительства турбаз, гостиниц, кемпингов, экоусадьб, выпускать путеводители и справочники. И это только начальный этап работы.

- Для этого вы намерены посетить посёлки Решающий и Быстринск?

- Безусловно. Там планирую встретиться с руководителями и обсудить практические возможности достижения целей нашего проекта. Это будет первым опытом организации кластера туриндустрии в одной из самых живописнейших горно-таёжной зоне, расположенной на пересечении осевой части Сихотэ-Алиня и водораздельных хребтов Хоми и Ян-Индя. Здесь находятся истоки рек Яй, Саласу, Тумнин, Ларгасу, Шелехова (Ульчи), Муты и других, по которым можно организовать сплавы. Богатейший район! александр мурашев

- Но Вы сейчас идёте на разведку?

- Да, сейчас мы втроём отправляемся на разведку на две недели. Передвигаться будем на автомобиле по трассе Хабаровск-Циммермановка и далее лесовозной дорогой и зимникам к истокам р. Бешенной. Будем подниматься к вершине горы Яй (1396 м. над уровнем моря) и к вершине горы Неясной (местное название). Затем на юго-запад по хребту к вершине г. Длинная (1360 м) с обследованием верховых озёр на высокогорном плато.

Далее возможен переход по горам Сихотэ-Алиньского хребта, который на данном участке является водоразделом бассейна р. Чичимар и подъём на г. Пик с южного склона и спуском вдоль Каменистого перехода к зимникам на р. Хиванда. александр мурашев

Но вообще предполагается совершить три экспедиции. По проекту это первая. От посёлка Решающий вдоль левобережья реки Яй пойду один к её истокам, с пересечением хребта Ян-Индя и выходом к истокам реки Чичимар, впадающей справа в Тумнин, по ключу Олонда – левому истоку Чичимара и возвращением по правобережью Яйи. Протяжённость маршрута 80 км, продолжительность 14 суток. Там заброшенные прииски, надо посмотреть, в каком они состоянии. Говорят, там сохранилась даже драга ещё с тех, советских времён.

Следующая экспедиция тоже будет летом – восхождение на водораздельный хребет в истоках реки Саласу (Хиванда). Протяжённость маршрута - 100 км от пос. Циммермановка. Продолжительность12 суток. И третья экспедиция - к Больбинскому утёсу на Амуре от пос. Решающий. Это и пеший, и водный маршруты протяжённостью 60 км. Продолжительность - семь суток.

- Вы считаете, что этого будет достаточно для оценки состояния будущих маршрутов?

- Считаю, что вполне. В перспективе на этой основе реально создание дополнительных рабочих мест.

- Александр Михайлович, есть ли аналоги данному проекту у нас в России или за рубежом?

- С учётом современной социально-экономической обстановки, сложившейся в регионе, на сегодняшний день аналогов этому проекту по сложности и важности поставленных целей нет.

- А за счёт каких средств он будет финансироваться?

- Поддержка проекта грантом русского географического общества, конечно, станет необходимым, но не главным ресурсом в осуществлении данного проекта. Главный ресурс - это заинтересованные люди, проживающие в Решающем, Циммермановке и Хабаровске. В освоении этого района заинтересовано предприятие «СУГДАК» и лично его руководитель, член-корреспондент РГО, РАЕН и Союза писателей России Владимир Крюков. Но пока мы не получили никакого финансирования, и в первую экспедицию отправляемся за свой счёт. Надеемся на помощь Амурского казачьего войска и спонсоров.

- Но почему же Вы опять один отправляетесь в поход? Неужели не страшно? Всё-таки уже возраст. Вам ведь в прошлом году было 75?

- А я привык один ходить по тайге. С детства. У меня ведь и отец охотником был справным. А я с 11 лет увлёкся минералогией и с четвёртого класса уже сам разобрался, как вести топографическую съёмку местности. И пошло-поехало! Решил, что сам буду ходить по тайге, исследовать фауну и флору. Меня коллеги в шутку так и называют - «тайгоброд». Люблю я это дело – ничего с собой поделать не могу! Если бы не дача. За которой надо присматривать, уходил бы в тайгу на месяц-два. Красотища там такая! Иду звериными тропами, где не ступала нога человека. А сколько там интересного, непонятного и загадочного даже. У меня там даже поэтический дар появляется. В предрассветные часы, глядя на эти просторы, обязательно пишу стихи, слагаю песни. В 70-х годах ходил в гидрологические экспедиции, по три-четыре месяца не вылезали из тайги! Один ходил по 1,5 месяца – и ничего, выжил! Пособие даже написал для кадетов «Походы в экстремальных условиях». Пусть учатся, постигают. Это любому человеку пригодится. александр мурашев

По этому бревну вслед за тигром перешёл через Правую Чуи

Предыдущая экспедиция

Последний раз в экспедиции Мурашев побывал в 2019 году. И тоже на Сихотэ-Алине.

- Тогда я дважды ходил на перевал Амурского казачьего войска, который сам же открыл и дал ему такое название. Расположен он на Большом Водораздельном хребте Сихотэ-Алинь между реками Хор и Анюй, на границах национального Анюйского заповедника и Нанайского района. Сначала пошёл весной, на первомайские праздники. Снега – по колено, а то и больше. Без малого 15 дней ходил по тайге. Тонул в воде, продрог, сушился у костра.

- И нисколечко не боялись?

- Страха нет у меня ни грамма. Сила воли такая: что задумал – надо исполнить. Начальная точка - от моста через Хор. Семь килограмм потерял во время путешествия! Забирался вверх по таёжному ключу. На пути – заброшенная сторожка. Следы медведя встретил, где-то Миша бродил рядом, проснулся, бедолага. Шёл по следу тигра, в промоину провалился. Хорошо, петарды были - запалил кострище, чтобы обсушиться, чай кипятил из снега. На кострище рубил сушину - в валежнике-то не переночуешь! Проснулся утром – снегом прямо завалило! А на дворе 10 мая, однако… Потом вышел на перевал и спустился в распадок. Там ключ есть, назвал его Альбинин, в честь знакомой художницы. Он такой же непредсказуемый, как и она (хитро улыбается). А в верховьях речки Чуи и расположен перевал Амурского казачества. Гиблое место, но сама Природа предложила мне этот вариант. александр мурашев

Второй раз ходил туда уже осенью, в сентябре. Уже 19 числа и снег выпал. Нёс с собой на перевал тяжеленный баннер, чтобы закрепить его на видном месте для туристов и потомков. Там девственно чистый лес – настоящая, дремучая тайга, непроходимый бурелом. Туда даже дикий зверь редко заходит – не знаю, почему. Встречал я там и старые «затёски» - значит, были люди! Но почему-то все эти зарубки смотрят на северо-восток, хотя надо бы идти совершенно в другую сторону. Очень загадочно. И я в этой дремучести совершенно утратил чувство реальности. Думал, дойду до Мухена дней за десять, а оказалось, что расстояние там втрое больше! По охотничьей тропе вышел на промысловую дорогу. Из съестных запасов только полбанки тушёнки осталось, и ни гу-гу. Так бы и остался там в лесу. Хорошо, последний лесовоз шёл – подхватил меня, а то бы сгинул (опять улыбается).

- Что же Вас сподвигло на такое трудное путешествие?

- Сподвигло меня то, что надо было как-то обозначить роль казачества в освоении этих территорий. Ведь первыми поселенцами на Амуре были именно они! александр мурашев

Заветный баннер

Из дневника учёного

5 сентября, четверг. Сегодня окончательные сборы… Мои новые друзья предоставили мне для похода спутниковый навигатор. Завтра в 6.00 намечен выезд к началу пешей части маршрута через верхний хорский мост вдоль р. Дакпа. Молодёжь доставит меня, как и в мае, к зимнику, пересекающему ключ Буреломный, вдоль которого я пойду к водораздельному хребту. Ориентиром мне, как и весной, будет служить сопка Светланы. Главное, не промахнуться и не свалить обратно в ключ Каньон. Здесь истоки ключей настолько близко расположены, что я уже несколько раз промахивался.

В Амурском казачьем войске знают о том, что я в сентябре отправлюсь устанавливать информационный баннер. Задачи похода на перевал Амурского казачества мы обсуждали с почётным атаманом Владимиром Викторовичем Крюковым не раз весной и летом. Даже в одиночку в тайге скучать не приходится, к тому же, одному проще устраивать ночлег в самых неудобных местах, иной раз с дефицитом воды и дров. Вообще по планам и по документам мы идём вдвоём, но как получится…

6 сентября, пятница. Выехали немного раньше. Дорога сносная, а местами даже отличная. От пос. Мухен до верхнего моста через Хор 90 км. Лесовозная дорога фирмы Римбунан-Хиджау проложена вдоль р. Дакпы, огибает нижнее течение впадающих в неё ключей, вдоль которых по руслу ещё сохранились зимники в проезжем состоянии. Примерно на 34 км от моста поворот в распадок кл. Буреломного. Однако мы ещё проехали по зимнику вдоль Гремучего, убедившись, что этот «ус» не соединяется с соседними.

Остановились у той же будки на обочине, что и в весенний поход. Пришлось примерно километр идти до дороги, пересекающей этот ключ выше. Зимник зарос высокой травой. Медвежий след часто терялся в травостое, приходилось подниматься на склоны распадка и идти по ветровалу, что тоже было не очень быстро. На этот раз я воспользовался новым рюкзаком значительно меньшего размера, чем весной, поэтому снаряжение и продукты пришлось распределить в двух рюкзаках. Более лёгкий с сухарями, тёплой одеждой для ночёвок и лапшой «Доширак» я нёс отдельно то на плече, то забрасывал поверх заплечного мешка. В целом груза было немного, но удобства не было никакого.

Водитель - тоже крепкий парень, по-видимому, привык водить машину по зимникам. Мы перекусили у будки в Буреломном, сфотографировались, и я двинулся вдоль ключа, стараясь обходить травостой. Машина отправилась обратно в Хабаровск.

Вышел в 11.40, а к двенадцати был у моста (это около километра) неизвестной мне лесовозной дороги, расположение которой я так и не узнал за лето. Все признаки указывали на то, что дорога была законсервирована. Никаких следов транспорта, только изюбров. В распадке видел несколько белок и одного зайца.

При всей сложности пути уже через два с половиной часа в 14.21 я вышел из заросшей травой поймы, поднявшись до отметки 750 м над уровнем моря. В этом месте в Буреломный впадает ключ слева (с запада) и громоздится утёс… Затаборился на склоне сопки Светланы перед перевалом. Место неудобное. Примостился в корнях ели, сушусь.

7 сентября, суббота. Ночь выдалась тёплая, но комаров на этой высоте уже нет. Тихо. Кое-как приспособился в корнях ели. К воде тоже спускаться далеко. Однако в целом ночь прошла комфортно… Путь живописный, но тяжёлый. На вершине сопки, на ели оставил затёску и укрепил баночку с географическим вымпелом – названием сопки. В 10.30 снялся с места и через полчаса перевалил отрог, как мне казалось, в бассейн П. Чуи. Очень ювелирно двинулся по азимуту в исток безымянного ключа, но, по-видимому, поспешил переваливать отрог и, как и весной, оказался в ключе Каньон в одном из его истоков, что осознал не сразу. Прошёл немного вниз, однако вместо «вправо» русло истока всё отчётливее поворачивало «влево»… Однако в этот день я не дошёл до нужного распадка, а затаборился на небольшой террасе не доходя до стрелки.

8 сентября, выходной. Около шести утра начался дождь… С перевала видна сопка Светланы. Спускаясь с перевала, угодил в самые истоки ключа Завального. Только дошёл до воды, как начался дождь, но я успел поставить навес (тент) и разжечь костёр. Поднялся сильный ветер. В 20.00 начался ливень, пламя погасло. От углей ещё некоторое время веяло теплом. Конечно, к обустройству ночлега и к заготовке дров для ночного костра следует относиться серьёзно. Это теория, а на практике может случиться так, как сегодня: ночь наступает быстро и времени на поиски дров не остаётся. Спал урывками, но видел какие-то сны. Ночевал я в самом истоке…

9 сентября, понедельник. … Подошёл к распадку, в котором ночевал весной после вынужденного купания в полынье. Здесь сохранилось кострище. Этот отрезок пути оказался одним из труднейших…

10 сентября, вторник. …В этот день я прошёл совсем мало. По правобережью до самых непропусков путался в траве и старицах. Троп нет, ходят редко изюбры и медведь. По-видимому, тропы по левому берегу, более возвышенному, но пока через реку не перебраться. Повезло уже к вечеру, перебрался по бревну на левый берег и здесь заночевал. Устроил бивуак. Наконец-то удачное место. Дров достаточно, мёрзнуть не придётся. К вечеру ветер стих и это настораживает…

13 сентября, пятница. Утро холодное, ясное. Ветер сменил направление. Прилёг у костра с жаркими углями, задремал и вспомнил детство. Очень трагичное и поучительное. Вспомнил, как я стремился и шёл в науку и прочее.

Дрова хоть и гниловатые, горели и тлели, давая пламя и жар. По утрам пью кофе с королевским женьшенем по рекомендации хабаровских друзей. Уже начало восьмого. Солнцем осветило верхушки деревьев. Тихо. Надо штопать амуницию и отправляться в путь…

15 сентября, выходной. По утрам пью горячий кофе. Все продукты на исходе, только и хватит, чтобы выбраться из тайги. Ведь неизвестно, какие испытания подарит сентябрьская погода. Сегодня надо укрепить баннер перед перевалом Амурского казачества... В 11.25 я взошёл на перевал. Свершилось! Баннер закреплён!

16 сентября, понедельник. День возвращения! С севера вновь наносит тучи, но утро тихое, ветер слабо шевелит кроны елей. Высушиваю вещи. Мобильный телефон разряжен…

19 сентября, четверг. Всю ночь шёл снег вперемешку с дождём. Утром передо мной предстала картина сплошной белизны. Нечего было и думать выходить на маршрут… Сочиняю стих про сапоги. Кто-нибудь скажет: «Ну, Мурашев, допутешествовался в одиночку! Уже с сапогами разговаривает!»… Вокруг белое безмолвие, только шагах в двадцати засуетилась белка и ускакала вверх по ручью. Батареи в навигаторе подсели, а в видеокамере осталось съёмки на 25 минут…

Фото автора и из архива Александра Мурашева