«Спасти и сохранить» - так именуется новый фильм хабаровского документалиста Альберта Самойлова, премьера которого прошла в кинотеатре «Совкино» в конце августа. фильм журавли

День российского кино, которые пришли сюда отметить коллеги и друзья «Дальневосточной киностудии», удивительным образом совпал с днем рождения одного из главных персонажей фильма - начальника научного отдела ФГБУ «Заповедное Приамурье», кандидата биологических наук Риммы Андроновой.

О работе этой известной не только в нашей стране журавлятницы мы недавно рассказывали нашим читателям. Но как говорится, лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать. На сей раз в течение 26 минут мы вместе с авторами документальной самойловской картины можем наблюдать за увлекательной работой четы Андроновых. Ведь эта пара крепко связана не только семейными узами, но общим важным делом по сохранению и разведению поистине уникальных и прекрасных птиц.

Герои картины — Римма и Владимир Андроновы, справа — создатель ленты — Альберт Самойлов.

Владимир и Римма, наблюдая за чужими гнездами, познакомились, влюбились и сами создали свое семейное гнездо. И вот уже несколько десятилетий вместе трудятся вместе в заповеднике. К слову, Владимир Андронов - глава ФГБУ «Заповедное Приамурье». Впрочем, его административная природоохранная работа в кадр почти не попадает, внимание семьи ученых и документалистов почти полностью приковано к семьям дальневосточных журавлей. Благо, современная техника в виде дронов и видеокамер позволяет наблюдать за их жизнью - пристально и в то же время совсем не беспокоя эти хрупкие создания. Впрочем, иногда и вполне, как люди, коварные - когда к примеру одинокая самочка агрессивно пытается разбить соседнюю, вполне благополучную парочку журавлей. Но даже за этими кадрами смотришь с умилением: великая вещь - природа!

На премьере ленты «Спасти и сохранить». Фото Анны Самойловой

В итоге, несмотря на браконьерство, пожары и прочие неприятные антропогенные факторы, картина Альберта Самойлова получилась на удивление гармоничной. Вот супруги вместе беседуют, работают, помогают японским коллегам вначале восстановить, а затем и увеличить полностью уничтоженную в Стране восходящего солнца популяцию. фильм журавли

И вот уже в финале, практически незаметно переместившись на чужую почву, мы видим отряды юных японских волонтеров, современные вольеры для птиц и благодарных коллег с соседских тихоокеанских островов, которые при слове «Хабаровск» радостно кивают головой.

26 минут пролетели как одна, однако почему-то после титров остается много вопросов. У японцев, как мы поняли, после допущенных ошибок - теперь все хорошо. Поняли про американцев - что они идут не совсем по верному пути, пытаясь выращивать птиц с помощью ростовых костюмов. А вот что у нас-то происходит?

Почему, несмотря на таких ученых-энтузиастов, им про японские условия остается только мечтать? Почему наш президент летает со стерхами, а мы по этому поводу только, мягко говоря, улыбаемся? Почему в других странах уже давно есть такой учебный предмет «экология», а у нас это только предмет многолетних мечтаний одиночек? Почему Хинганский заповедник работает уже больше века и все это время горит, а порой и просто полыхает?

Вопросы, вопросы... Впрочем, ответы, многие из них горькие, мы тут же услышим - и от супругов Андроновых, и от самого режиссера Альберта Самойлова, от известного документалиста Владимира Василиненко, уже десятки лет снимающего дикую дальневосточную природу. Но уже за кадром - все эти монологи и выступления услышали те, кому посчастливилось быть на премьере фильма. Увы, увы, обо всем этом в самой ленте сказано либо вскользь, либо туда не вошло. И как коллега, работающий в современных российских СМИ, я могу предположить и с горечью понять - почему тему про полет со стерхами никто не начал развивать в кадре. Дело вовсе не в цензуре, а уже во впитанной поколениями самоцензуре. фильм журавли

Крупные аистята спят в гнезде. Фото из архива ФГБУ «Заповедное Приамурье»

Вот ведь в прошлом году на экраны страны вышло 177 российских фильмов, из них 26 документальных. Почти все при финансовой поддержке Минкульта РФ. Однако много ли вы на самом деле видели отечественных документальных лент в прокате, соревнующихся с голливудскими боевиками? Я даже вспомнить ни одну не могу. Хорошо, если кому-то временами удается пристроить свою продукцию на телеканалы, и то, скорее, бартером. Вот и получается, что, как и у большинства СМИ, что заказчик у документалистов, как и в советские времена, прежний - государство, читай, власть.

В День кино Альберт Самойлов поздравляет с общим праздником журналиста и документалиста Елену Шумилину. Фото Анны Самойловой

И, увы, у нас по-прежнему так устроено, что этот заказчик-монополист не очень любит, когда кто-то кусает руку дающего. Ну, или хотя бы посмотрит немного искоса, низко голову наклоня... Может быть, в том числе и поэтому, эта лента кому-то из артистично настроенных зрителей на премьере напомнила «проникновенную, щемящую молитву». фильм журавли

Только вот много ли зрителей увидят эту картину, а еще, если вдруг и увидят, то услышат ли и поймут эту «киномолитву» высокопоставленные зрители? Сомневаюсь. И сдается мне, что день советского кино, празднуемый в день национализации, по сути, разгрома в 1918 году дореволюционного российского кино, совершенно неслучайно и сегодня остается праздником у его постсоветских наследников. Грустным праздником у разбитого корыта...


В прошлом году на экраны страны вышло 177 российских фильмов, из них 26 документальных. Почти все при финансовой поддержке Минкульта РФ. Однако много ли вы на самом деле видели отечественных документальных лент в прокате, соревнующихся с голливудскими боевиками? Я даже вспомнить ни одну не могу.

«Птичий мир Хабаровска: не только воробьи и голуби живут в краевом центре», читайте материал по ссылке.

Главное фото из архива ФГБУ «Заповедное Приамурье»