Весна уже стучится в дверь, и скоро к нам домой прилетят журавли. Их на Дальнем Востоке гнездится шесть видов – японский (маньчжурский или уссурийский), даурский, серый, чёрный, стерх (белый или сибирский журавль) и журавль-красавка. И, между прочим, 2020 год объявлен Всемирным годом журавлей. А Союз охраны птиц России выбрал журавля птицей 2020 года в нашей стране. год журавля

Бассейн реки Амур является регионом с наибольшим видовым разнообразием журавлей в мире. Так кому, как не нам, озаботиться сохранением этой гордой птицы мира? Тем более, что президент России Владимир Путин в майских указах так прямо и сказал: сохраним биологическое разнообразие, в т. ч. посредством создания новых особо охраняемых природных территорий. В рамках Всемирного года журавлей Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы (WWF), Амурская коалиция неправительственных организаций, заповедники и национальные парки проводят межрегиональную акцию «Журавль – птица мира».

В связи с этим в Хабаровске, в объединённой дирекции заповедников и национальных парков ФГБУ «Заповедное Приамурье» учёные-орнитологи собрались на совещание, где обсудили методику поиска журавлиных гнёзд с помощью квадракоптеров и дронов, а также проблемы, связанные с воспроизведением этих видов птиц.

Нет конкретных данных

Как подчеркнули на совещании, свежих данных о численности журавлей в Хабаровском крае и на сопредельных территориях на сегодняшний день нет. Есть только усреднённые цифры, приведенные в Красной Книге Амурской области. Из презентации учёного-орнитолога Даурского заповедника Олега Горошко коллеги узнали об основных путях миграции самого редкого из амурских журавлей – японского журавля по азиатской части бассейна реки Амур. год журавля

– На Аргуни в пограничных с Китаем районах это практически исчезающий вид, – с сожалением констатировал учёный. – Причиной тому засуха, так как с китайской стороны забирается много воды на сельскохозяйственные нужды. А японский журавль гнездится только на болотах и озёрах, которые в результате такой активной деятельности наших соседей совершенно обезвожены.

На среднем Амуре в целом, по итогам десятилетних наблюдений, наблюдалось снижение численности японского журавля. Но что радует – в последние годы этот процесс затормозился в связи с увеличением осадков. Однако уровень грунтовых вод по-прежнему остаётся невысоким, и озёра не наполняются влагой. В соседней ЕАО ситуация также стабилизировалась. А вот в Приморье наблюдается явное увеличение численности японского журавля. С даурским журавлём ситуация и вовсе непонятная. В западной популяции (со стороны Китая) учёные наблюдают явное сокращение его численности. Однако детальный учёт особей проводился, начиная с 90-х годов и до 2016 года включительно. Причина сокращения популяции та же – засуха.

На Аргуни в пограничных с Китаем районах японский журавль практически исчезающий вид. Причиной тому засуха, так как с китайской стороны забирается слишком много воды на сельскохозяйственные нужды.

– Но после 2016-го года ситуация стала не понятна, – продолжает учёный. – В Приморье и ЕАО вроде картина стабилизируется. А у нас – не ясно. Три года назад в Даурском заповеднике мы наблюдали 65 пар, но журавли переместились в поисках другого, более благоприятного ареала. год журавля

В чём научный парадокс?

Тем не менее, орнитологи подчёркивают рост успешности размножения журавлей на дальневосточной земле. И приводят такие данные: если в 2016 году лишь 36 процентов пар имели птенцов, то в 2019 году, по наблюдениям, процент поднялся до 65-ти. И самый подходящий на сегодняшний день ареол для журавлиных семейств – по рекам Онон и Борзя бассейна Амура.

Анализ данных по стерхам показал, что в целом численность восточной популяции растёт. Конечно, негативно сказывается засушливый период, да и условия их обитания заметно ухудшились. Но угодий им хватает, поэтому стерхов становится всё больше по всему миру, хотя и относятся они к малочисленному виду. Растёт и численность чёрных журавлей, причём, как в Даурии, так и по всему миру. Возникает своего рода парадокс: условия обитания ухудшаются, наблюдается резкое падение кормовой базы, а журавли – по-прежнему не изменяют родной земле, стараются гнездиться именно там, где и сами появились на свет.

– Мы планируем расширять территорию Даурского заповедника, – подчеркнул Олег Горошко. – Потому что именно в сезон весенней охоты, которая откроется первого мая, страдают журавлиные кладки. Родители просто бросают своё наследство, когда слышат, что идут охотники, чьи собаки буквально набрасываются на гнёзда и разоряют их.

Плюс браконьерство, которое не чуждо охотникам-любителям. Мимо красавца-журавля уж они никак мимо не пройдут, особенно на озере Ханка. Учёные утверждают, что на момент открытия охотничьего сезона весной уже 60 процентов журавлиных пар имеют свои гнёзда. Вот и ходят они, бедные, по степи в поисках новых мест для повторной кладки, и совсем немногим это удаётся. Короче, 90 процентов гнёзд безвозвратно погибают. Вот вам и охота.

Не улучшают ситуацию и пожары, многие из которых происходят по вине людей. Они губят всё на своём пути – ежегодно выгорает добрая половина степных и лесных угодий, огонь сгоняет этих уникальных птиц с насиженных мест. И конца этому не видно! Из-за пожаров журавли не могут вовремя приступить к гнездованию. Тут добавилась ещё беда – местные фермеры стали отстреливать журавлей, потому что они «выедают» их поля, засаженные зерновыми. Фермерам с удовольствием помогают охотники. И хотя ситуацию, как утверждают орнитологи, удалось разрешить в пользу пернатых, опасность такая всё равно существует.

В числе опасностей ещё перечисляли изменение естественного стока малых рек – притоков Амура, в т.ч., Аргуни со стороны Китая, а также строительство новых ЛЭП. Учёные предлагают обратить внимание на эти проблемы со стороны китайского и российского правительства. В частности, в местах обитания журавлей линии электропередач предлагается прокладывать под землёй. А это значит, что прежде, чем строить что-то на «журавлиной» земле, надо советоваться с учёным сообществом. Хотелось бы так, но на деле, как мы видим, всё остаётся по-прежнему. И никому нет дела до журавлей! Особенно это касается охотуправлений, но это уже головная боль районных администраций. год журавля

Стерхи. Фото Игоря Ищенко

Что предлагают учёные

А учёные предлагают расширять границы заповедников и национальных парков путём создания особо охраняемых территорий (особенно для даурского журавля), заказников и микрозаказников, где под свою защиту брать даже одиночные гнёзда журавлей и запрещать в этих районах весеннюю охоту. Учёные предлагают работать плотно с китайской стороной, вплоть до выхода на правительственный уровень, и договариваться о сотрудничестве в целях сохранения популяции журавлиных стай.

Учёные предлагают активнее работать с населением, выигрывать гранты и на эти деньги приобретать противопожарное оборудование, раздавать людям, чтобы они боролись с пожарами и не допускали огонь в заповедные места. Учёные предлагают облегчить процесс пересечения государственной границы в случае ЧС в противопожарный период, чтобы сотрудники лесных хозяйств и волонтёрские формирования могли гнать огненную стихию до победного конца и помогали местному населению устранять пожары.

Учёные предлагают проводить повсеместный мониторинг с помощью квадракоптеров и дронов, а также с вертолётов и другой летательной техники. Ведь в засушливый период все журавли оказываются за пределами особо охраняемых зон. Учёные предлагают составить новые карты с уточнёнными ареалами амурских журавлей.

– На имеющихся картах ареал японских и даурских журавлей в Хабаровском крае показан неверно. Данные требуют серьёзной корректировки, – заявила опытная «журавлятница» Римма Андронова. – В целом ситуация по журавлям на территории Хабаровского края меняется в позитивную сторону. Мы наблюдаем единичные пары даурского журавля и под Хабаровском, и в районе озера Болонь, там встречаются и японские журавли. Мы их видим в пойме Уссури, в районе Шереметьевских озёр. Для нас важно сейчас изучить влияние гидрологической составляющей Амура, так как территория эта гнездопригодная для журавлей. год журавля

Как оказалось, свежих данных нет и по Зейско-Буреинской равнине. Но, как утверждают учёные, численность журавлей и там увеличивается. В целом в Амурской области популяция достигает 150 пар. Скопления чёрных журавлей наблюдаются, в основном, в северных районах. Серые журавли гнездятся в сосновых и моховых лесах. По канадским стерхам – точными данными также никто не располагает.

В соседней ЕАО гнездятся три вида журавлей – японский, даурский и чёрный. Раз в несколько лет прилетает серый журавль. Но в каком количестве, и где конкретно его гнёзда – пока загадка. Интересно, что чёрные журавли вьют гнёзда на клюквенных россыпях. «Но журавли и там не охраняются, – заявляют учёные. – А ведь в верховьях рек Бира, Баджал и Самара можно насчитать около сотни пар этих плохо изученных птиц».

Так что будем ждать настоящей весны. И уже с марта наши учёные-орнитологи планируют приступить к работе с квадракоптерами DJI Phantom 4 и дронами DJI Mavic 2, чтобы восполнить 20-летний пробел в изучении популяции журавлей. Давайте, люди, сохраним журавлей вместе! Ведь, как говаривают японцы, журавли – тоже люди, только в перьях.

Ирэна Виноградова Фото WWF