Главное кредо психолога Екатерины Тен
Наша героиня Екатерина Тен – психолог, магистр психологии. Она занимается клиническими случаями, работает с зависимостями, онкологией, организует семинары и обучение специалистов. Ее кредо: «Не важно, по какой причине у человека возникли проблемы, и какая у них глубина. Их нужно решать». Найти подходящее решение специалист помогает не только индивидуальным пациентам, но и компаниям. как психолог решает проблемы
Екатерина Тен о том, как психолог решает проблемы
Время универсальных специалистов, которые с одинаковым успехом готовы взяться и за личные консультации с людьми, у которых «вроде бы, все хорошо, но что-то не хорошо», и за клинические случаи, и за работу с коллективами, казалось бы, прошло. Но все зависит от того, с чего начинать. Некоторые специалисты берутся за настолько многогранные проблемы, что способны помочь людям с совершенно разными запросами. Так произошло и с Екатериной Тен.
- Я начинала работать с онкобольными и зависимостями: наркотической, алкогольной, шопоголизмом, игроманией, пищевым нарушением. В процессе потребовалось много смежных знаний. Когда ты работаешь с таким пациентом, приходится взаимодействовать с семьей, коллегами, друзьями. В этом направлении такой спектр проблем, что волей-неволей учишься и другим направлениям.
«Погода в офисе»: помогает собрать эффективную команду
Сейчас Екатерина нередко работает с компаниями. Это не только пресловутый тимбилдинг (создание и поддержание командного духа – прим. ред.), но и более сложные задачи. К примеру, может помочь подобрать персонал так, чтобы сотрудники максимально быстро сработались. Это может быть консультация как при выборе отдельного специалиста в готовый коллектив, так и при создании новой команды.
- Если, к примеру, руководитель обращается за помощью в подборе команды, то провожу трехдневную диагностику, - рассказывает Екатерина. - Встречаюсь с кандидатами, смотрю, как новый специалист или команда сочетаются друг с другом. Результаты отдаю заказчику, а далее уже он принимает финальное решение.
Исследую кандидата и готовлю заключение: на какой должности он был бы максимально эффективен и полезен. Также рассказываю, кого и каким образом можно было бы лучше мотивировать. Отдельно отмечаю, кому и с кем было бы комфортно сотрудничать, а где вероятны конфликты.
При этом Екатерина Тен отмечает: одно дело найти лучших специалистов на рынке, другое – руководить ими. Директор не всегда обязан быть профессиональнее и целеустремленнее подчиненных. Главное, иметь в виду мотивы и навыки сотрудников, считаться с ними.
- Команда часто подбирается и под руководителя. Если личностные качества подчиненных лучше, чем у руководителя, могут возникнуть конфликты. Иногда я честно рассказываю, что у кандидатов есть следующие профессиональные и личные качества. Возможно, они превышают ваши. Решение в любом случае остается за заказчиком. Если он сможет работать с таким коллективом, осознавая его специфику, то и работа будет эффективной. Если такая ситуация для него неприемлема, то мы подбираем других сотрудников.
Мало кто поспорит: руководитель должен заниматься развитием предприятия, а не бегать, словно в детском саду, и, подобно коту Леопольду, уговаривать: «Ребята, давайте жить дружно!». Экономическому успеху компании такой подход вряд ли поспособствует, да и сплоченности коллектива не поможет.
Часть времени Екатерина посвящает работе с пациентами, страдающими психическими расстройствами.
-Непросто быть понятым другими людьми, когда ты не такой как все. В моей практике достаточно живущих и работающих среди нас пациентов, которые прошли весьма трудный путь, и теперь их сложно отличить от обычного гражданина. Они учатся жить со своей болезнью и понимают, когда и что нужно предпринять в случае её обострения (как мы пониманием первичные признаки ОРЗ, когда першит горло).
Вовремя «открыть зонтик»
Обратиться за усмирением «буйных» может как руководитель предприятия, так и классный руководитель. При возникновении конфликтов в действующем коллективе необходимо знание медиации и конфликтологии. Медиация – это досудебное урегулирование споров. То есть, виновника проблемы не ищут. Вместо этого разбираются в проблеме, сообща находят решение, взяв на себя ответственность за исполнение образованного в результате медиации договора.
- Мне представляют ситуацию, я нахожу мишени, при необходимости перед общим собранием работаю индивидуально, далее собираю вместе участников конфликта. Это специальные вмешательства, которые позволяют взглянуть на ситуацию под разным углом. Люди сами начинают понимать, что чувствует та или иная сторона, как это влияет на результат команды в целом, что было на самом деле, а что всего лишь их фантазия, в результате чего образовался конфликт, почему человек так поступил. Раскрываются такие моменты, которые люди и сами порой о себе или участниках конфликта не знали, всплывают истинные мотивы, и часто приходит искреннее понимание поступка другого человека, - объясняет Екатерина.
- Порой случается так, что один сотрудник и не подозревал, что своими действиями раздражает товарищей. Но в финале люди принимают решение о том, как в будущем общаться друг с другом. Я им наиболее оптимальный вариант не навязываю, они сами решают, какое решение им будет лучше принять, и как следить за тем, чтобы оно выполнялось.
Главное, что отмечает психолог в таком процессе: не стоит спускать решение «сверху». Люди сами должны понять, как им удобнее поступить.
Это всё весна виновата!
Нередко рост числа конфликтов в коллективах принято сводить к сезонным колебаниям. «Это просто весна наступила, вот и нервничают», - заявляет директор и ждет, когда сотрудники успокоятся. Но играет ли время года на поведение людей в коллективе на самом деле?
- Несомненно, связь есть. Осень и весна – время обострения заболеваний, в том числе, клинических. Даже обычная аллергия весной напоминает о себе более явно, чем зимой и летом. Весной и осенью человеческий организм подвергается различным атакам: он становится более восприимчив к инфекциям, смене погодных условий. Даже обычная грязь на улицах может вызвать раздражение у некоторых людей. Сюда же добавим нужду в витаминах и микроэлементах, потому что не получаем их из-за отсутствия свежих овощей и фруктов, зелени. И все это на фоне никогда не исчезающих проблем. Человек испытывает неудобства, и это не может не влиять на его поведение. Зима – традиционное время, когда все замедляется. Тут было бы хорошо найти какое-то универсальное решение, сказать: «Пейте больше витаминов группы В». Но это не так. С каждым случаем нужно разбираться отдельно.
к
- Пять способов избавиться от осенней депрессии. Советы хабаровских психологов - по ссылке.психолог решает проблемы
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».