Русско-Японская война: последний бой вице-адмирала Макарова
Русско-японская война 1904 – 1905 годов стала одной из крупнейших войн Российской империи за её дальневосточные владения. Обе стороны в ней стремились отстоять свои колониальные интересы: Россия желала сохранить своё влияние на территории Китая и Кореи, незамерзающие порты Южно-Китайского моря, Япония – умерить свои потребности быстро растущего индустриального государства за счёт ресурсов Китая и Кореи, пока что находящихся под влиянием северного соседа. Столкновение было неминуемо. адмирал макаров
Положение России на Дальнем Востоке осложнялось большим расстоянием этого региона от политического и промышленного центра страны. Это приводило к тому, что вопрос защиты дальневосточных рубежей стоял очень остро. адмирал макаров
Силы России на Дальнем Востоке
Интересы России в Забайкалье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к 1904 г. из 1 миллиона 135 тысяч человек кадрового состава защищало всего 2 армейских корпуса в 98 тысяч человек и около 24 тысяч пограничников. Эти силы были разбросаны на большом протяжении и не могли надеяться на быстрое пополнение потерь за счёт местных мобилизационных ресурсов (из-за малой численности населения). Единственным же путём пополнения потерь могли быть призывники с западных областей, доставляемые по Транссибу. адмирал макаров
Обороноспособность страны на Дальнем Востоке обеспечивал также Тихоокеанский военно-морской флот. Всего наш флот здесь насчитывал: 63 боевых корабля, в том числе 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 лёгких крейсера, 27 эсминцев, 10 миноносцев, 2 минных крейсера, 6 канонерских лодок, базировавшихся в портах г. Владивосток и г. Порт-Артур. адмирал макаров
Одним из самых оснащённых судов Тихоокеанской эскадры стал броненосец «Петропавловск», спущенный на воду в октябре 1897 года в г. Санкт-Петербурге. 5 октября 1899 года он отправился на Дальний Восток и к началу марта 1900 г. прибыл в г. Порт-Артур. адмирал макаров
С декабря 1901 года командование над броненосцем принял капитан 1-го ранга Н.М. Яковлев. 9 октября 1902 года он стал флагманским кораблём, на котором поднял свой флаг командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал О.В. Старк. адмирал макаров
В ночь на 27 января 1904 года «Петропавловск», как и ряд остальных судов, стоял на внешнем рейде Порт-Артура. После печальных последствий внезапного нападения японцев на русские суда контр-адмирала О.В. Старка отстранили от командования эскадрой и уже 1 февраля 1904 года в Порт-Артур прибыл вице-адмирал С.О. Макаров. 27 февраля новый командующий поднял свой флаг на броненосце «Петропавловск». адмирал макаров
«Его воспевали даже враги…»
Это был опытный флотоводец, научный деятель, изобретатель, прекрасно знавший особенности плавания в водах Тихого океана. Он родился в семье прапорщика, в г. Николаеве (на Украине) в 1849 году. адмирал макаров
Макаров познал службу «изнутри», начав с самых низов. В 1865 году он окончил Николаевское морское училища в г. Николаевске-на-Амуре, в 1867 году – поступил в Морской кадетский корпус, в 1869 году – в составе Балтийского флотского экипажа получил звание мичмана.
Всю свою жизнь он реализовывал одну идею: повысить «живучесть» корабля в экстремальных условиях. Она же, в свою очередь складывалась из многих вещей: качественного обучения моряков, уменьшения количества деревянных предметов на палубе корабля, разделения корабля на водонепроницаемые отсеки, использовании магистральных трубопроводов и мощных помп, пластырей для заделки пробоин.
Как военный учёный С.О. Макаров получил известность благодаря своим гидрологическим работам в проливе Босфор, кругосветными плаваниями, постройками по собственному проекту на верфях в Ньюкасле к 1898 г. первого ледокола «Ермак» и командованием им во время экспедиции 1901 года к земле Франца Иосифа, изобретением батометра, изучением специфики постановки и траления мин, внедрением радиостанций и радиоразведки на Тихоокеанской эскадре и т.д.
После вступления Степана Осиповича в командование эскадрой на ней резко увеличилось число учебных тревог экипажей, корабли были приведены в боевую готовность, принят ряд мер, направленных на тесное взаимодействие между сухопутными войсками, оборонявшими Порт-Артур и флотом.
«Петропавловск» как флагманское и боевое судно принял участие во всём этом. Только в марте 1904 года он, в составе эскадры совершил 5 выходов в море для отработки совместного маневрирования. И это не считая судовых учений, которые производились исключительно с командой броненосца.
Эти меры, предпринятые во-многом по инициативе нового командующего эскадрой, повысили боевую выучку личного состава, позволили смелее выходить в море. Уже 9 марта русская эскадра вела двухчасовой артиллерийский бой практически со всем японским флотом. Вскоре эскадра отбила попытки японцев закрыть ей выход из порт-артурской гавани с помощью затопления брандеров.
Эта война стала первой войной, в ходе которой обеими сторонами массированно использовались минные постановки на море. После безуспешных попыток блокировать русскую эскадру в Порт-Артурской гавани пароходами-брандерами, японским адмиралом Х. Того был предпринят новый тактический замысел. Суть его заключалась в том, чтобы скрытно поставить напротив выхода из гавани минное заграждение и выманить при помощи отряда крейсеров – «приманки» силы русской эскадры.
Мины были выставлены японцами в ночь с 30 на 31 марта минным заградителем «Корю Мару» под прикрытием четырёх отрядов миноносцев. Они были обнаружены, но ошибочно приняты С.О. Макаровым за 8 русских миноносцев, накануне отправленных в ночной поиск в районе о-вов Элиот.
Хронология трагедии
В 05.50 минут, по разработанному ранее С.О. Макаровым плану, после доклада командира миноносца «Смелый» М.К. Бахирева о нападении японцев на «Страшный», на внешний рейд Порт-Артура был выведен крейсер «Баян» под командованием капитана I ранга Р. Н. Вирена.
В 06.15 минут утра миноносец «Страшный», попавший ранее в засаду, после полуторачасового боя пошёл ко дну.
В 07.00 узнав о бое русских миноносцев с японским флотом и о том, что на подходе к Порт-Артуру в этот момент героически погибает миноносец «Страшный», С.О. Макаров, не ожидая выхода всех кораблей эскадры, повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и 4 крейсера к месту гибели миноносца «Страшный», успешно миновав при этом минное поле. Идя на предельной скорости, крейсер «Баян» отогнал противника от места гибели «Страшного» и сумел подобрать пятерых моряков. Также в бой с японцами вступили орудия «Петропавловска». Японские суда отошли на восток и вскоре оттуда показались главные силы японского флота.
Осознав всю опасность положения, русский отряд повернул к Порт-Артуру. По пути следования к ним присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С.О. Макаров приказал вновь идти на сближением с противником. На мачте «Петропавловска» взвился сигнал «миноносцам войти в гавань» и на малом ходу начал поворот вправо. В этот момент броненосец находился в районе полуострова Тигровый Хвост.
Подробную информацию о произошедшем далее даёт нам флаг-офицер штаба командующего флотом В.П. Шмидт: «Подойдя к журналу, я стал записывать: "В 9 ч 43 мин – сигнал:…" – успел я лишь набросать, и вдруг послышался глухой сильный удар. У нас троих (капитана 2-го ранга Кроуна, сигнальщика и у меня) сорвало фуражки, и в одно мгновение стол, диван, шкаф с книгами и картами – все обратилось в груду обломков, циферблат с механизмом был вырван из футляра часов.
С трудом удалось высвободиться, и мы бросились к правому выходу из рубки на мостик. "Петропавловск" сильно кренился на правую сторону и настолько быстро погружался, что, стоя на твердом мостике, казалось, не имеешь опоры и летишь с головокружительной быстротой куда-то в бездну. Это чувство было очень неприятно.
Говорить, конечно, нельзя было из-за рева пламени, воды, постоянных взрывов и всеобщего разрушения. Выскочив на правую сторону мостика, мы увидели впереди себя море пламени: удушливый едкий дым почти заставлял задохнуться. Здесь я заметил фигуру адмирала, стоявшего спиной ко мне. Как думают те, кто хорошо знал адмирала, он прошел вперед, сбросив с себя пальто, чтобы узнать, что случилось, и вот можно предположить, что он был оглушен или убит одним из сыпавшихся обломков.
Только несколько секунд пробыли мы здесь и, опять с трудом перебравшись через деревянную рубку, еще каким-то чудом не разрушенную, мы с большими усилиями добрались до левого крыла мостика, так как крен на правую был уже очень велик.
Тут я увидел флагманского штурмана подполковника Коробицина, флаг-офицера мичмана Яковлева, еще нескольких офицеров, которых не помню, и много сигнальщиков, прыгавших с мостика вниз на крышу левой носовой 6-д. башни, и паровой катер, а оттуда в воду. Мимо меня, мне показалось, прошел великий князь Кирилл Владимирович. Мичман Яковлев старался хотя немного удержать команду.
Я взглянул наверх: надо мной стоял столб желто-черного дыма, который у меня прямо врезался в память. Рядом со мной обломком, которые сыпались вокруг, ударило по голове капитана 2 ранга Кроуна, он упал и больше не поднимался.
Посмотрел я на корму: шканцы, казавшиеся высоко над мостиком, усеяны людьми, которые без всякою удержа сплошною живою рекою бросались за борт, попадая в работавшие до последнего взрыва винты и между обломками.
При виде такой картины сердце сжалось от ужаса.
Несмотря на общее стихийное стремление броситься в воду, у меня явилось твердое ясное сознание, что этим я погублю себя: слишком много выступающих частей – орудий, мостиков и т.д., которыми меня может накрыть.
В это время мостик уже был под водой, которая доходила мне до груди. Значит, успел я только выскочить из рубки, пробраться на крыло мостика, посмотреть вверх и назад, как очутился уже под водой…
На мне была меховая тужурка, мех еще не успел пропитаться водой, и она меня вынесла на поверхность.
Выплыл. Нашел рядом деревянную дверь от моей рубки; подплыл к ней. Попробовал, выдержит ли она – выдержала. Лег на нее и, помню, стал отхаркиваться кровью и стонать. Немало воды я наглотался.
Посмотрел вокруг: от «Петропавловска» никаких следов; несколько обломков – вот и все. Много плавающих людей, раненых, коченеющих (в воде было 5°). Услыша общий непрерывный стон этих людей, я сам замолчал.»
Позже официальное расследование выявит, что в 09.43 минуты с правого борта «Петропавловска» раздастся взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Он приведёт к детонации хранящегося там боезапаса. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Фок-мачта, падая, разворотила командирский и ходовой мостики.
От последствий взрыва броненосец погрузился в воду носовой частью. Это, в свою очередь, привело к взрыву котлов, после которого «Петропавловск» разломился на две части и ушёл под воду.
К месту гибели судна почти сразу же стали подходить шлюпки с других судов, которые подбирали плавающих в воде людей, участь которых была незавидна. Им довелось пережить взрывы на судне и его уход на дно. Но самое трудное было ещё впереди… Вода… Та, в которую, стремясь найти спасение, с палубы броненосца прыгали моряки. Теперь она стала их врагом. Температура воды в тот день составляла всего около 5 градусов и плавающих в воде людей ожидало переохлаждение.
Поскриптум
Необходимо отметить, что личный состав «Петропавловска» во многом был представлен офицерами и матросами, которые не были коренными дальневосточниками. И взрыв злополучной мины принёс несчастье во многие семьи Московской, Эстляндской, Тверской, Саратовской, Курской, Воронежской и иных губерний России.
Всего в ходе спасательных действий на месте гибели судна удалось спасти 80 человек, в т.ч. командира корабля капитана 1-го ранга Н.М. Яковлева и начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича. В этом бою погибли вице-адмирал С.О. Макаров, 10 штабных офицеров, 17 или 18 корабельных офицеров, 620 – 652 (данные рознятся) нижних чина, художник – баталист В.В. Верещагин. Гибель «Петропавлавска» и смерть вице-адмирала С.О. Макарова болезненно сказалась на настроении моряков эскадры и обороняющего крепость Порт-Артур гарнизона. С его гибелью 1-я Тихоокеанская эскадра перестала вести активную борьбу на море, что, в свою очередь способствовало поражению Российской империи в этой войне.
По общему мнению, гибель Макарова стала катастрофой для морских сил России на Тихом океане. Отныне 1-я Тихоокеанская эскадра перестала вести активную борьбу за господство на море. Народная память сохранит память о любимом вице-адмирале в названии городов, улиц (в т.ч. – в г. Хабаровске), высших учебных заведений, кораблей.
10 августа 1911 года в г. Санкт-Петербурге был освящен нижний храм «Спаса на водах», строительство которого отчасти было профинансировано пожертвованиями вдов погибших в русско-японской войне 1904–1905 годов моряков. 13 августа будет освящен и верхний храм. На его стенах будут размещены таблички с наименованиями погибших судов, сражениях, в которых они принимали участие и поимённым перечнем членов экипажа. В 1932 году храм будет взорван. Многие моряки навсегда останутся безвестными. Но это, - уже совсем другая история…
Алексей Малов Главное фото: Степан Осипович Макаров. Источник: flagman-news.ru
- Краевед, разведчик, исследователь: кто он, всем известный Арсеньев – читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».