В кинопрокат 2 декабря вышел новый российский фильм «Летчик». Военная драма рассказывает о сбитом летчике, которому приходится сражаться за жизнь, бороться с фашистами, голодом и холодом. Но знает ли современный зритель, что прототип главного героя жил и начинал свой путь в небо именно на дальневосточной земле?

Еще в 1946 году мир увидел новую книгу «Повесть о настоящем человеке». Многие читатели, да и сам автор произведения при первой встрече с героем своей книги - тем самым пилотом - не могли поверить в то, что он существует на самом деле. Он – лётчик-пограничник, сражавшийся в небе без обеих ног, Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Несмотря на то, что в своей повести писатель изменил букву в фамилии главного героя, вскоре о его реальном прототипе знала вся страна. Как же это было?

Детство

Алексей Петрович Маресьев родился в г. Камышин, в семье рабочего. Его детство нельзя назвать беззаботным. После того, как рано умер отец, мать была вынуждена, работая уборщицей, воспитывать троих сыновей.

Памятник А.П. Маресьева в г. Камышине. Источник: twitter.com

Алексей окончил восемь классов, школу фабрично-заводского ученичества и пошёл трудиться токарем на лесозаводе.

Времени на детские шалости у него не хватало, но мечту никто и ничто не могло отнять. А мечтал юный Алексей об одном - о небе. Он хотел стать лётчиком, но часто болел, страдая в том числе от малярии, ревматических и суставных болей. Впоследствии юноша два раза подавал документы для поступления в лётную школу, но оба раза не мог пройти медицинскую комиссию.

Юношество

Юношество будущего авиатора совпало с периодом индустриализации советского государства. Перед всем советским народом была поставлена задача - построить мощную промышленно развитую державу. В этих условиях, находясь в окружении враждебно настроенных капиталистических держав, руководство СССР принимает в 1930 году решение: создать на Дальнем Востоке крупные центры военно-промышленного комплекса.

Но для этого нужны были, в первую очередь, людские ресурсы. Где же их взять? Ответ прост: есть ресурсы в системе ГУЛАГа, у армии и комсомольских организаций. После брошенного по стране клича о необходимости строительства Дальнего Востока в непроходимую тайгу ринулись тысячи комсомольцев.

В 1932 году на месте бывшего маленького села Пермское, что расположено на левом берегу р. Амур, застучали топоры и завизжали пилы. Так началось строительство нового промышленного гиганта – г. Комсомольска-на-Амуре.

Село Пермское (будущий г. Комсомольск-на-Амуре), 1934 – 1935 гг. Источник: rusmania.com

В 1934 году комсомольскую путёвку получил и Алексей Петрович Маресьев. Ехать на Дальний Восток он категорически не хотел, вплоть до исключения из комсомола, и только уговоры мамы и врача на медицинской комиссии заставили его это сделать. Мол, климат на юге Дальнего Востока подходящий для лечения его заболеваний и укрепления организма.

Позже Алексей Петрович с удовольствием вспоминал время, проведённое на Дальнем Востоке. Как человека, имеющего техническое образование, его направили работать мотористом на речной транспорт – катер «Партизан», на котором он исходил весь Нижний Амур. Свежий воздух, а также труд, постепенно закалили и оздоровили молодого человека.

А. П. Маресьев (в центре) с товарищами в г. Комсомольске-на-Амуре, 1934 г. Источник: voenspez.ru

Как-то Алексей узнал, что группа комсомольцев захотела создать городской аэроклуб. Он принял участие в корчевании тайги и расчистке поля для аэродрома, строительстве служебных помещений. Из 75 записавшихся на обучение к финишу дошли немногие.

7 августа 1935 года он написал заявление о приёме в аэроклуб. В характеристике с места работы, приложенной к заявлению, значилось: «К работе относится честно и аккуратно, замечаний и взысканий не имеет, имеет поощрения и благодарности за образцовую работу…»С первой попытки Маресьев прошёл медицинскую комиссию – помогла работа на открытом воздухе и ежедневные закаливания. 16 ноября 1936 года в его санитарно-статистической карте было указано: «к лётно-подъёмной службе годен». С этого момента началась его дорога в приамурское небо. Именно Дальний Восток дал путёвку в жизнь будущему прославленному пилоту.

Свой первый самостоятельный полёт курсант Маресьев совершил в начале июня 1937 года. Этим он во многом был обязан своему инструктору – воспитаннику хабаровской школы пилотов Александру Васильевичу Ерёмину.

Пограничные войска

Вскоре настал черёд Алексея Петровича Маресьева служить в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Пришла повестка.

Воинскую службу он начал в 1937 году в 12-м авиационном пограничном отряде на о. Сахалин.

Вскоре Алексей Маресьев был переведён в 30-ю Читинскую школу военных лётчиков, которую в 1938 году перевели в г. Батайск и переименовали в Батайское авиационное училище имени А.К. Серова.

В 1940 году он закончил училище с присвоением воинского звания младшего лейтенанта. Он был оставлен в авиационном училище служить в качестве лётчика-инструктора. Здесь он и встретил начало Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Великая Отечественная

Первое боевое крещение младший лейтенант Маресьев встретил в составе 296-го истребительного авиаполка Юго-Западного фронта 23 августа 1941 года в районе г. Кривой Рог. Участвуя в воздушных боях, лётчик Маресьев сумел выжить в 1941 году и, даже не сбив ни одного вражеского самолёта, через короткий промежуток времени стал считаться опытным пилотом.

Свою первую воздушную победу будущий ас (то есть военный пилот высшего класса) одержал в начале 1942 года и вскоре на его счёте было 4 сбитых машины.

Весной 1942 года Алексей принял участие в жестоких боях на Северо-Западном фронте, где советские войска взяли в окружение 100-тысячную вражескую группировку, - так называемый «демянский котёл». Бои шли страшные. В одном из них, 4 апреля 1942 года, прикрывая бомбардировщики, самолёт Маресьева был сбит и упал за линией фронта. При падении машина зацепила верхушки деревьев и перевернулась. Лётчик получил повреждения ног.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 г. Источник: rg.ru

18 суток Алексей полз к линии фронта к своим. По пути он питался чем мог: корой деревьев, сосновыми шишками, ягодами. Возле деревни Плав Кисловского сельского совета его заметили мальчишки – Саша Вихров и Серёжа Малин. При помощи отца Саши лётчика перевезли в дом и выходили. Однако Алексею нужно было срочное хирургическое вмешательство. Промедление угрожало его жизни – началась гангрена. В первых числах мая на самолёте он был переправлен через линию фронта в г. Москву. Там в госпитале ему ампутировали обе ноги в области голени.

Лётчик без ног

Казалось бы, можно поставить точку. Но в ситуации, когда у главного героя есть желание жить и летать, это делать рано. После того, как Алексей, лёжа на больничной койке, узнал о русском пилоте Первой мировой войны, летавшем без правой ноги, он решил: буду летать. Его примером стал тот, кого в своей книге «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой назовёт «Карповичем», опасаясь его «эмигрантской» биографии - русский военный лётчик Александр Николаевич Прокофьев-Северский.

И Маресьев начал тренироваться. Он всему учился заново. Держать за стену коридора, он начинал ходить. Потом научился бегать и, наконец, отдавив за полгода упорных тренировок немало ног медсестёр, - танцевать. Наконец, на медицинской комиссии Алексея Петровича признают годным к полётам.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 г. Источник: kinogorn.len-kultura.ru

После лечения пилота направляют на подготовку в начале 1943 года направляют в Ибресинскую лётную школу, в Чувашию. В феврале того же года он совершил своё первый после госпиталя полёт. Помогал ему в этом начальник школы, - Антон Федосеевич Белецкий, лётчик, летавший без правой ноги.

На фронте Маресьев оказался в июне 1943 года, в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка. Первоначально его не выпускали на боевые вылеты, так как в небе над Курской дугой было неспокойно. Только благодаря настойчивости Алексея и помощи командира одной из эскадрилий – А.М. Числова ситуацию удалось исправить. Маресьев снова начал воевать.

А.П. Маресьев с сослуживцами. Источник: regiondv.com

И воевал он отважно. Так, в наградном листе к званию «Герой Советского Союза»на него значилось: «На фронтах отечественной войны находится с августа месяца 1941 года. За это время произвел 77 боевых вылетов и лично в воздушных боях уничтожил 6 самолётов противника. Будучи на Северо-Западном фронте, был сбит – 18 дней находился в лесу без пищи и общения с людьми, отморозил обе ноги, которые были ампутированы.

Беспредельно преданный партии Ленина – Сталина и своей Социалистической Родине, не имея обеих ног, он не покидает летной работы, и всеми силами и средствами стремится допущения к ней. Получив разрешение, он осваивает скоростной истребитель ЛА-5, на котором с успехом сейчас бьет немецко-фашистских захватчиков в воздухе.

За время пребывания на Орловском направлении Брянского фронта произвел 7 боевых вылетов и лично сбил 3 фашистских самолета, проявив при этом летное мастерство, мужество, героизм и отвагу.

20.7.43 г. во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизнь двух летчиков, в числе которых был командир соседнего истребительного авиационного полка. В этом неравном бою им было уничтожено 2 немецких истребителя…».

24 августа 1943 года лётчику А.П. Маресьеву за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание «Герой Советского Союза».

А.П. Маресьев. Источник: stavgorod.ru

В июне 1944 года Алексей Петрович Маресьев принимает приглашение стать инспектором – лётчиком Управления ВУЗов ВВС РККА. Сам лётчик объяснил это позже так: поступала новая техника и перегрузки стали расти.

Всего к концу войны на его счёте будет 86 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов противника.

Свой последний вылет Алексей Петрович совершит в подмосковном небе на старом тихоходном учебном самолёте У-2.

Послесловие

Мало кто знает, что почётный гражданин г. Комсомольска-на-Амуре Алексей Петрович Маресьев был далеко не единственным лётчиком, сражавшимся в небе без ног.

Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором. Источник: rbth.com

Так, 25 октября 1941 года, таранив вражеский самолёт, упал в тундре лётчик 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Захар Артёмович Сорокин. Потеряв ступни обеих ног, он освоил протезы и продолжил летать.

В апреле 1943 года погиб в бою на Южном фронте Герой Советского Союза, безногий лётчик, майор Георгий Павлович Кузьмин.

Без руки боевые задачи выполнял Герой России, лётчик, лейтенант Иван Антонович Леонов.

Потеряв после тяжёлого ранения зрение, сумел сбить ещё 15 самолётов противника Герой Советского Союза, майор Евгений Александрович Азаров.

В одном из своих произведений известный российский писатель Николай Васильевич Гоголь написал: «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!». Ответ на это дал пример Алексея Петровича Маресьева. Нет таких сил, нет!

Алексей Малов Главное фото: А.П. Маресьев. Источник: neinvalid.ru


  • «Пароль не нужен»: история разведчика-журналиста - читайте по ссылке

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».