Неизвестный подвиг на Амуре: «Амурские сплавы»
Амур – одна из крупнейших рек мира. Его открытие и освоение стало одной из ярких страниц в истории нашего народа. Именно русские люди стали первыми исследователями и поселенцами в Приамурье. Особенно активно процесс его заселения начал развиваться с середины XIX века. амурские сплавы
«Вся Сибирь встрепенулась…»
В 1847 году умер генерал-губернатор Восточной Сибири Вильгельм Яковлевич Рупперт и перед императором Николаем I встал вопрос о том, кто займёт его пост. Этому человеку надлежало ускорить освоение территорий Восточной Сибири, противостоять возросшей активности Англии и Америки на восточных границах империи, а также размежевать границу с Китаем и Японией.
Выбор императора пал на Николая Николаевича Муравьева, имевшего успешный боевой и управленческий опыт на Кавказе. В 1847 году он был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири и сразу же приступил к реформированию далёкой окраины России. Первоначально следовало решить вопрос с освоением этих земель. Муравьев предлагал решить эту проблему путём организации сплавов по сибирским и дальневосточным рекам. амурские сплавы
Идея о заселении и укреплении обороны Приамурья, Камчатки и тихоокеанского побережья России путем заселения этих территорий натолкнулась на ряд «подводных камней» уже почти сразу после своего возникновения. Так, например, нелегко было убедить российское правительство в целесообразности сплавов. У генерал-губернатора было много противников, например, - таких, как могущественные министр иностранных дел Нессельроде и министр путей сообщения П. Клейнмихель.
В решении этих проблем Николаю Николаевичу помогли его единомышленники. Наследник престола Александр Николаевич поддержал Муравьёва и еще 22 апреля 1853 года лично доложил царю замысел губернатора Восточной Сибири о заселении р. Амур. Это решение получило подтверждение Николая I при условии того, что «…при этом не пахло пороховым дымом».
Организация сплавов потребовала массы сил. Нужно было построить плавсредства, привлечь к участию в сплавах исследователей, организовать постройку новых поселений и еще много чего.
В первую очередь не хватало денег, которых в казне просто не оказалось. Пришли на выручку сибирские купцы и золотопромышленники, профинансировавшие экспедиции. Так, первая из них (1854 год) стоила 110 тысяч рублей, вторая (1855 год) обошлась в 174 тысячи рублей. амурские сплавы
Второй трудностью стало отсутствие точных карт р. Амур. Идти предстояло наугад по неточной генеральной карте Азии. амурские сплавы
Сплавы были восприняты Муравьёвым как личное дело. Так, в письме к М.С. Корсакову он писал: «Жена остаётся в Иркутске, ибо здоровье не позволяет ей предпринять столь долгое путешествие».
От участников сплавов требовалось огромное мужество. Ведь они часто следовали по еще неразведанным водным магистралям. Если внимательно изучить их воспоминания, то можно осознать то, что сплавы стали своеобразной «школой», где проявлялись лучшие человеческие качества: мужество, находчивость, честность, взаимовыручка и профессиональное мастерство.
Для проведения сплавов по инициативе генерал-губернатора в 1853 году на шилкинском заводе на деньги золотопромышленника А.Г. Кузнецова был заложен первый русский пароход «Аргунь». Его строительством занимался корабельный инженер Пётр Шарубин, а командовал – будущий военно-морской историк, капитан А.С. Сгибнев.
Помимо «Аргуни» на воду было спущено 85 барж, лодок и плотов. «Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого ожидала более 160 лет», - позже писал о первой навигации Г.И. Невельской.
Навстречу океану
Первым сплавом руководил лично генерал-губернатор. Поставив в известность китайские власти – «Палату по делам зависимых территорий», 14 мая 1854 года в солнечный день, после молебна перед иконой Албазинской Божьей матери, под выстрелы пушек флотилия двинулась вниз по р. Шилке.
20 мая сплав достиг устья р. Зеи, 30 мая – р. Буреи, 2 июня – устья р. Сунгари, 5 июня – устья р. Уссури и р. Буреи.
Ниже устья р. Уссури путешественников настиг сильный шторм. Большинство лодок было залито и едва не потонуло. Многие припасы подмокли и были испорчены.
В 14 верстах от Мариинского поста состоялась встреча Н.Н. Муравьева с Г.И. Невельским. Николай Николаевич выразил Геннадию Ивановичу признательность за способствование «Амурскому делу» и вручил подарок, - браслет для жены Невельского. Следуя за мужем, она разделяла все опасности и невзгоды.
Первый сплав был организован для защиты Амура и морского побережья от иностранного вторжения. В разные исторические периоды португальцы, французы, британцы и американцы были не прочь овладеть этими территориями.
Кто же должен был защищать и обживать приамурские территории? В состав первого сплава входил сводный линейный батальон регулярных войск, конная сотня казаков – забайкальцев, дивизион горной артиллерии, - всего более тысячи человек с 25 тысячами пудов продовольствия, 500 головами скота, пожертвованными бурятскими старейшинами. Часть из этих сил были переброшены в дальнейшем на Камчатку и Аляску, что было своевременно ввиду усиления активности в этом районе англо-французских сил.
На самостоятельно построенной лодке со своим экипажем плыл с войсками и купец А.Г. Кузнецов, пожертвовавший для солдат чай, сахар и сапоги. Так началось движение России к Тихому океану.
Первый сплав показал, что путь к тихоокеанскому берегу по р. Амур был короче и дешевле, чем морской путь из Кронштадта. Он стоил казне месяц дороги (вместо года) и 4 рубля 80 копеек за пуд (вместо 7 рублей). Также в ходе него русские увидели пригодность берегов Амура для заселения.
Во что бы то ни стало
Второй сплав был осуществлен летом 1855 г. и имел своей основной целью переброску в устье Амура солдат и офицеров, оружия и продовольствия. Это было необходимо для того, чтобы помешать Англии и Франции вторгнуться вглубь Сибири и нанести удар по Китаю через его северную границу, а также заселить Приамурье и Приморье.
Сплав был организован за счет огромного напряжения сил местного населения Восточной Сибири. Над строительством плавсредств фактически бесплатно трудились каторжане, солдаты и казаки. По указу Муравьева были введены фиксированные цены на хлеб, не покрывавшие затрат производителей, из-за чего разорилось много крестьянских и казачьих хозяйств. Тяжёлые крепостные орудия доставляли из Западной Сибири на крестьянских лошадях и волах. В горах они срывались вниз. Гибли, попадая под орудия люди. Насмерть загонялись лошади и быки. Но армия и гражданское население шли вперёд, закрепляясь на новых землях.
Сплав был разбит на три отделения и состоял из 95 барж следовали генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв, командир 14-го батальона полковник А.А. Назимов, полковник М.С. Корсаков. Армада из 130 барж и судов была загружена чинами 14-го и 15-го линейных полубатальонов и сводного казачьего полубатальона, а также орудиями для николаевских фортов. Пушки проламывали днища барж, приводили к их посадке на мель и, в целом, - требовали напряженного физического труда солдат и офицеров.
Гражданская часть сплава была представлена членами учёной экспедиции Сибирского Императорского русского географического общества. С ними следовало около 600 иркутских и забайкальских крестьян, которых планировали поселить между Николаевским и Мариинским постами.
Отбором, сплавом и размещением крестьян-переселенцев из Иркутской и Забайкальской областей руководил М.С. Волконский. Переселенцы сплавлялись на 12 баржах, груженных, кроме этого скотом и сеном. Их ждало тяжелое испытание. Вскоре после возникновения на территориях от Мариинска до Николаевска 5 новых деревень переселенцев охватила эпидемия тифа, унесшая жизнь нескольких человек.
Второй сплав привёл к росту численности российских войск на Дальнем Востоке и возникновению на правом берегу р. Амур деревень Иркутская, Богородская, Михайловская, Ново-Михайловская, Воскресенское. На острове Сучи, напротив Мариинского поста, сотней казаков была основана станица Сучи. Появление на этих землях русских, концентрация войск в устье р. Амур привело к тому, что англо-французы оставили надежды на захват приамурских земель.
Уже тогда, по некоторым данным, русские побывали на месте будущего г. Хабаровска. Так, в некоторых источниках указывается, что в 1855 году Н.Н. Муравьев высадил у утёса Бури десант из 5 казаков во главе с унтер-офицером. амурские сплавы
Позже, современник этих событий А. Максимов подчеркнет: «…Занятием Амура в эту самую минуту Муравьев указал тот единственный способ действий, который может иметь успех при сношениях с Китаем».
Алексей Малов Главное фото - Сплав по р. Амур, вторая половина XIX века. Источник: 900igr.net
- О том, как развивались события дальше читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».