Второе дыхание для артиста. Чему учили в первой Дальневосточной театральной школе
На площадке у Хабаровского краевого музтеатра необычайно оживленно. Стайки юношей и девушек что-то активно обсуждают. Здесь же мелькают знакомые лица постарше – актеры и сотрудники хабаровских театров. Еще пара минут, и наш пестрый артистическо-журналистский караван, прокричав на удачу троекратное «Ура!», отправляется в путь. Первая Дальневосточная театральная школа официально открыта. дальневосточная театральная школа
***
Этого события в регионе ожидали долго. Впервые такая идея появилась восемь лет назад, сразу после того, как наши артисты побывали в Звенигороде на знаменитой Международной летней театральной школе. дальневосточная театральная школа
- Мы мечтали, чтобы и у нас такая была. Каждый год я с председателем хабаровского Союза театральных деятелей России Людмилой Блок ходил к губернаторам с этой просьбой. И вот, наконец, мы нашли поддержку, - рассказывает куратор проекта Виталий Федоров, артист хабаровского ТЮЗа, по прибытию в санаторий «Железнодорожник», где на неделю обосновались театралы. В его фойе, залах, на уличных площадках мастер-классы для хабаровских артистов и студентов института культуры давали лучшие московские режиссеры. Критерии их отбора были достаточно высоки, заверил журналистов Виталий Федоров.
- Учитывался не только режиссерский опыт, но и педагогический. Все приглашенные мастера много работают со студентами, ставят спектакли в лучших театрах страны, имеют огромное количество наград, - подчеркнул он.
Впрочем, хабаровским студентам, будущим актерам, имена и регалии прибывших в город педагогов были не так важны.
- Честно, никого из них не знаю. Вот в Интернете погуглила перед отъездом. Но это же педагоги из Москвы, это же такая возможность! Думаю, мы все мастер-классы будем сидеть с открытыми ртами, - рассказала о своих ожиданиях одна из первокурсниц.
***
Достижений у прибывших в Хабаровск педагогов действительно немало. Пожалуй, есть, от чего раскрыть рты. Всех наград московских спикеров не перечесть.
Например, Марфа Горвиц - выпускница режиссерского факультета ГИТИСа, ученица Сергея Женовача, поставив свой первый спектакль «Бесстрашный барин», сразу же стала лауреатом фестиваля «Золотая Маска» как режиссер-дебютант. Впервые в его истории.
Сегодня Горвиц - популярный театральный режиссер, работать с которым мечтают многие театры страны. Кстати, в краевую столицу Марфа прилетела с Сахалина, где в местном Чехов-центре ставила спектакль «Горка» по пьесе Алексея Житковского.
- Когда мне поступило предложение провести мастер-классы здесь, я как раз была на Сахалине. И поездка в Хабаровск показалась мне такой органичной. Впечатлений пока никаких. Единственное, что заметила, когда ехали, что много зелени. Очень зеленый край, - отмечает Горвиц, покачиваясь на качелях и устало отмахиваясь от назойливой мошки.
Курс ее упражнений, поясняет она, нацелен, прежде всего, на три момента: развитие воображения, импровизацию, формирование навыка работы в команде. Больше всего режиссера порадовало присутствие в Школе представителей детских театров. Ведь именно они, рассказывает Марфа, ее специфика и давняя любовь.
***
Любовь оказалась взаимной. Мастер-классов Горвиц ждали с особым нетерпением.
- Это уникальная возможность для детских театров! Я сюда приехала, если можно так сказать, чтобы шире шагать вперед. Будем применять на практике все полученные знания, перерабатывать, осмысливать их, и через призму своего опыта, обращаться с ними к детям, - воодушевлено рассказывает Евгения Давыденко, руководитель детской театральной студии «Амурчата».
По ее словам, специальной литературы как работать в театре именно с детьми, очень мало. Поэтому опыт именитых коллег, особенно учитывая территориальную оторванность Дальнего Востока от центра, бесценен. Сегодня, говорит Давыденко, драматургия повернулась к подросткам лицом. Материал, не малышковый, а интересный именно в 14-17 лет, есть. И находит отклик как у самих юных артистов, так и у зрителей, приходящих на их спектакли. И ставить его хочется современно.
***
- Приехала с практическим применением моего диссертационного исследования. Дело в том, что я - педагог, режиссер, балетмейстер, представитель определенной школы, вдруг обнаружила однажды, что век то уже 21-ый, а мы до сих пор смотрим на артиста как в20-м. И вот, собственно говоря, занимаюсь теперь с артистами, применяя неврологические практики. Будем на мастер-классах искать каналы и заходы, где можно ими пользоваться, - интригует Наталья Шурганова, педагог ГИТИСа.
Она сама – как натянутый нерв. Есть в ней что-то тревожное, угловатое, неспокойное, на первый взгляд даже резкое. Но, утверждает Шурганова, отвечая на вопрос «чего будете требовать с учеников?» не такая уж она и суровая и «…даже иногда умею шутить» и «вообще считаю, что никогда не надо никого заставлять».
Заставлять, собственно, и не пришлось. На мастер-классе Натальи много и с удовольствием двигались и, как ни странно, смеялись. Оказалось, что порой простые движения самые сложные. И надо приложить немало усилий, чтобы твои руки или ноги сделали то, чего хочет от них мозг.
Еще один приглашенный педагог - преподаватель школы-студии МХАТ Александр Андрияшкин, тоже хореограф. В своей работе режиссер особое внимание уделяет поиску баланса между техничностью, исследованием и простотой.
- Я верю в то, что профессионал в любом деле продолжает самосовершенствоваться. Развивается время, и технологии развиваются, и актерские в том числе, - считает он.
***
Согласны с ним и хабаровские коллеги. Если студентам для того, чтобы испытать благоговейный трепет перед приезжими педагогами достаточно лишь факта, что они из Москвы, действующим артистам этого уже мало. Значительно важней тот заряд энергии и новых знаний, который они несут. Для профессионалов подобные мастер-классы – возможность открыть «второе дыхание», познакомиться с современными театральными тенденциями, новыми приемами режиссуры, техниками и подходами к актерской игре.
- Каждый художник, которого мы позвали, носитель своей авторской технологии, которая редко встречается на театральных просторах России. Они все суперразные. Это и есть та уникальность, с которой познакомятся участники школы, - прокомментировал Виталий Федоров.
Слушателями первой Дальневосточной театральной школы стали около ста человек, так или иначе связанных с театром. В течение недели они занимались вокалом, совершенствовали актерское мастерство, хореографию, сценическую речь, изучали телесные практики. Даже ходили по раскаленным углям и носили стаканы с холодной водой на голове. Но чего не сделаешь ради искусства?
Хочется надеяться, что этот интересный и нужный проект, созданный по инициативе хабаровского отделения Союза театральных деятелей России при поддержке губернатора Хабаровского края, реализацию которого взяли на себя Хабаровский музыкальный театр и Министерство культуры региона, на этом не завершится.
- Да, нам бы хотелось, чтобы эта история имела продолжение. Мы сегодня рассматриваем этот вопрос. Возможно, будет расширение географии, чтобы не только наши актеры, но и из соседних регионов, например из Сибирского федерального округа, принимали в работе школы участие. На сегодня это первый наш шаг в этом направлении, - обнадежила жителей региона Ирина Купченко, заместитель министра культуры Хабаровского края.
Екатерина Дроздова Фото ХМТ
- Премьера мюзикла-блокбастера «Капитанская дочка» в Хабаровске - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».