«Я - кисточка в твоих руках…». Как рисует слабовидящая хабаровчанка
В зале Мультимедийного центра научной библиотеки развешаны картины. Часть работ выполнена карандашом, часть - в технике многослойной акварели. Выставка именуется «Люди большой реки» (6+), ее прекрасные герои - коренные жители Приамурья. Однако их автор не менее интересен и прекрасен: хабаровчанка Диана Слипецкая слепа на один глаз, творит при помощи увеличительного стекла, вопреки всем недугам!
Знакомьтесь, эта хрупкая, застенчивая девушка, невероятно одаренный художник - Диана Слипецкая. Апрельская выставка - уже 22-я персональная в ее профессиональной карьере! А ведь хабаровчанке всего 20 лет, она – слабовидящая, один глаз не видит совсем. Но это не мешает Диане создавать живописные шедевры. Кроме кистей, акварели и карандашей ее обязательный рабочий инструмент - лупы. С их помощью она рисует свой яркий мир.
«Агмы святочи»
В зале - аплодисменты. Виновница торжества смущенно оглядывает собравшуюся публику. Сегодня здесь не только ее друзья и поклонники творчества, но и ученики. Студентка третьего курса ПИТОГУ, будущий педагог технологии, теперь еще и наставник в очно-заочной проектной школе при Краевом центре образования. диана слипецкая
- Этот худенький, внешне несмелый человек обладает железной волей. Это человек с большим трудолюбием, с уважением к тому, что она делает, с любовью. Перед нами не только состоявшийся художник, но и сложившийся педагог, - представляет девушку Наталья Мартынова, декан факультета искусств, рекламы и дизайна пединститута ТОГУ.
Когда-то именно Мартынова разглядела в талантливой девочке огромный потенциал, организовав первую в ее жизни персональную выставку. Она же привела Диану в Академию современного искусства и дизайна при университете, где девочка обучалась живописи по программе «Одаренные дети».
Наталья Владимировна опекает Диану и по сей день. «Она для меня все равно осталась ребенком», - с нежностью говорит педагог. При этом признавая ее безусловный талант. диана слипецкая
- Недавно, читая о русской культуре, я увидела термин «агмы святочи» – это аналог мантры, заклинания, которое обращает тьму в свет, указывает выход из безнадежных ситуаций, восстанавливает душевное состояние и дает энергию творения. Вот искусство Дианы – это такие святочи! - уверяет Мартынова.
Веря в чудеса
Диана рисует с четырех лет. Началось все с любви к корейскому сериалу «Жемчужина дворца». Девочку буквально заворожили национальные костюмы героинь, что и заметила ее няня. Она пообещала, что сошьет такие же платья для кукол, если Диана будет их рисовать. Свое обещание няня сдержала.
Коллекция рисунков увеличивалась. Оттачивалось и мастерство. Сначала Диана рисовала только карандашами, достигнув невероятного совершенства. На ее страничке в популярной соцсети, скептики обвиняли девушку в обмане: «Да это распечатка какой-то репродукции. Ну невозможно так рисовать карандашом!»
Впрочем, такое мнение приходилось слышать и от компетентного жюри некоторых профессиональных конкурсов. Правда, звучало это обычно так - ну не может так рисовать ребенок, который практически не видит!
Но, как вспоминает мама художницы, Екатерина Слипецкая, со временем они научились перешагивать через негатив с гордо поднятой головой. Поняв, что девочка всерьез увлеклась рисованием, Екатерина Петровна привела ее в художественную школу при Центре эстетического воспитания. А после, рассказала Диана во время открытия выставки, в ее жизнь вошли чудеса. Их накопилось на целую книгу.
- Она называется «Вопреки» - это моя непридуманная история о том, что все события в жизни совершаются благодаря тем людям, которые нас окружают. Я всегда получаю от них чудеса, которые дают мне потом возможность развиваться, становиться лучше. И открытие многослойной акварели — это тоже в моей жизни большое чудо.
Рисуя свет
Свои волшебные картины, признается девушка, она часто видит во сне. Там, где смотришь душой, глаза не нужны. Удивительно, но работы слабовидящей художницы буквально пронизаны теплым светом. В каждой – множество мельчайших деталей, требующих кропотливой прорисовки. Моя питерская знакомая назвала Диану приемником Геннадия Павлишина – нашего «дальневосточного Леонардо Да Винчи». И она в чем-то права. Художников сближает любовь к деталям. Кстати, одну из престижных художественных премий Диана Слипецкая получила как раз из рук маэстро Павлишина.
Сегодня любимый некогда карандаш на время отложен в сторону. Внимание Дианы занимает новая сложная техника – многослойная акварель.
- Это послойное нанесение краски, такие работы пишутся во множество слоев. Если вы посмотрите поближе, то увидите, что их очень много, каждый новый формирует тон и цвет того, что изображено, - объясняет Диана мне.
Один из источников вдохновения - книги. Читает девушка много и с удовольствием. В том числе литературу по этнографии. Некоторые труды конспектирует вручную, отмечая важные для себя моменты. Например, идея картины «Синий цветок коммелины» родилась после прочтения одноименной главы книги «Приамурские узоры» Клавдии Белобородовой. Воображение Диану так поразила поэтичность этого названия, что появилась идея написать серию красавиц с амурскими растениями – эндемиками.
Коммелина, рассказала художник, один из секретов нанайцев. Из этого цветка, который в народе называется синеглазка, они делали голубую и синюю краски для росписи одежды. Ее ценность в том, что пигмент со временем не выцветает, а напротив, становится ярче.
- Я планировала не просто написать девушек, девочек с букетами. Нельзя просто взять и изобразить героиню с абы какими цветами, особенно там, где есть этнографический подтекст. Нельзя легкомысленно отнестись к этой теме, иначе потом кто-нибудь спросит: а почему у тебя нанайка стоит с розами? Не росли они в тайге, не собирали их! Гораздо интереснее, когда у работы есть подтекст, история, раскрывающая ее значение, когда есть не только образ, но и познавательная функция, - считает Диана.
Еще одна, немногочисленная пока серия, посвящена нанайским и ульчским красавицам в национальном халате «амири», который изготавливается из рыбьей кожи. Написать такое одеяние Диана хотела давно, но сделать это не так-то просто.
- Это тонкие переливчатые полутона, благородный цвет росписи, прорезные орнаменты, - поясняет художник.
- Я как-то листала альбом с фотографиями Петра Шимкевича. XIX век, только подумать - этих людей уже давно нет в живых, а фото остались! Именно там увидела девушку в «амири»: это был свадебный обряд - мать с гостями ведет дочь-невесту. Та девушка, вероятно, не была виновницей торжества, она шла позади, но в праздничном орнаментированном «амири»,- рассказывает Диана о создании картины «Сингэктэ» («Черемуха»). - Необычно было, что он был надет как бы наоборот, спинкой с орнаментом налицо. И тогда я решила: красавице в «амири» - быть! И с черемухой. Потому что она освежит сдержанные краски «амири». А поначалу думала написать только этнографический портрет, без черемухи...
Портретам на выставке Дианы отведено отдельное место. Почти все написаны с реальных людей, носителей традиций коренных малочисленных народов Севера. Среди героев - ученицы художницы, знакомые семьи, друзья, однокурсницы.
- Любимых картин, пожалуй, нет. Трудно выбрать… - задумалась Диана, отвечая на мой вопрос. – Есть, наверное, наиболее удавшиеся. Например, вот эта - одна из последних. Портрет Анны Ольчи, хореографа песенно-танцевального ульчского национального ансамбля «Гива», что значит «Рассвет».
Пока душа жива
Профессиональное признание, в том числе именитых коллег с мировым именем, ничуть не изменило характер Дианы. Она, так же, как и в детстве, открыта миру. И удивительно скромна.
Хотя гордиться есть чем. Диана - член Союза молодых художников Хабаровского края и Дальневосточного отделения Союза художников народного искусства. Ее работы восхищали публику в Москве, Санкт-Петербурге, Южной Корее, Китае. Диана, к слову, хорошо говорит на китайском и английском языках. Ее выставки проходили в лучших залах. Слипецкая - лауреат множества престижных премий. Пожалуй, одна из самых ценных - «Горячее сердце» в номинации «Преодоление» - премия присуждается детям, добившимся значительных успехов несмотря на свои физические недуги и жизненные трудности.
А еще Диана пишет удивительные рассказы и сказки. Сама же их иллюстрирует. Недавно сказку «Снегурочка» напечатали в образовательном журнале «Путеводная звезда» (Москва). Художница надеется, что когда-нибудь и все ее рукописи увидят свет.
- Даже когда автор закончил свой жизненный путь, в книге жива его душа. И она будет жить, пока тексты книги перечитывают люди, проживают его историю! А пока автор живет здесь, среди людей, он трепетно создает эту историю. Пишет, а иногда - иллюстрирует, трепетно собирает материал, переживает и видит ее - свою Книгу, изданную, нашедшую хороших людей. Я тоже верю, что мои книги появятся на свет и найдут свои семьи! - говорит Диана.
Душа, которую мастер вкладывает в свои работы, считает хабаровчанка, самое важное в любом творчестве. Ее душа есть во всем, что она делает – в картинах, куклах – тряпичных и деревянных, в ее чудесных сказках и душевных рассказах. Но эта девочка родилась раньше срока, что во многом стало причиной ее недуга. Так что Диана борется за свою жизнь с самого рождения. И, наверное, лучше многих осознает ее ценность. Пожалуй, самое точное определение творчеству Слипецкой дала гостья открывшейся в библиотеки выставки - миссия этой девочки следовать за тем, куда ведет ее Бог, быть кисточкой в его руках.
Свои мысли и чувства Диана транслирует через творчество. За эту возможность - быть услышанной - Диана готова отдать многое. Рисуя, девушка продолжает терять зрение.
Выставка «Люди большой реки» работает в Мультимедийном центре научной библиотеки (ул. Тургенева, 72) до 30 апреля. Вход свободный.
Анастасия Сайко Фото автора и из архива Д. Слипецкой
- Балет «Щелкунчик» как шанс для юных хабаровских балерин - читайте по ссылке
Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».