Сейчас людям нужна поддержка, а искусство есть толчок к переработке эмоций. Приободрять молодых творцов взялся проект «АртКрай». Мы побывали на бесплатной лекции искусствоведа и художницы Людмилы Стрельцовой в коворкинг-пространстве «Точка кипения». творческая молодежь

Объединение с творческой выгодой

Создание единой творческой площадки для творческих людей в крае случилось в 2019 году. На «Пост-Амуре» в Городе юности хабаровская команда краевого центра молодёжных инициатив (далее КЦМИ) придумала проект «Арт-кластер». Но из-за пандемии реализовать всё не получилось, зато удалось рассказать о творческих людях края в онлайн-формате. Чуть позже добавили очные встречи и проект переименовали. Так родился обновлённый «АртКрай».

Куратором является отдел регионального культурного центра КЦМИ. Целями проекта являются знакомство и общение с единомышленниками, создание совместных проектов, поиск спонсоров и оказание поддержки. Возраст участников от 14 до 35 лет. Они заходят на сайт проекта, где выкладывают примеры своих работ, формируя портфолио. Его видят другие участники и знакомятся между собой для коллабораций.


Следить за новостями проекта, а также делиться своим творчеством можно на сайте: artkrai.ru или в телеграм-канале: https://t.me/artkrai.


На очные мероприятия, по типу лекции о современном искусстве, могут приходить все желающие хабаровчане, независимо от возраста. И вас ждёт приятный бонус в виде пакета с полезными брендированными сувенирами на память о встрече.

До лекции по современному искусству проводили художественный мастер-класс, акустическое выступление местных групп, поэтический вечер, встречу с просмотром кино и созданием коллажей, марафон настольных игр, обмен ненужной одеждой или своп, а также семинар по кастомизации вещей. А как случилась эта лекция?

– Людмила Стрельцова – великолепный спикер и искусствовед. Мы много слышали положительных отзывов о ней и решили, что, после перезагрузки «АртКрая», Людмила отлично презентует проект с новой стороны. Это наш первый опыт с таким форматом встречи. Мы убедились, что это востребовано, – сказала куратор проекта «АртКрай» Полина Попова.

Команда проекта

Диалог на равных

Правда, у Людмилы Александровны был всего час, чтобы рассказать о современном искусстве. Её пришли послушать около 25 человек, некоторые из них вооружились планшетами, бумагой и ручкой, чтобы записывать основную информацию по ходу лекции. Но тут же спикер призвала вклиниваться участников в собственный монолог.

– Часто на лекции люди стесняются показаться несведущими. Я сама многого не знаю, всё знать невозможно. Поэтому будем вместе рассуждать и что-то решать, – сказала Людмила Стрельцова.

Может быть, поэтому получился полноценный диалог. В основном, просили «расшифровать» полотна художников, что те хотели сказать своими работами. А это один из важных вопросов. Ведь, чтобы понять, что происходит сейчас, надо выяснить, что было 200-300 лет назад. Тогда, может, и жить станет проще.

Почти всегда, когда разглядывают объекты современного искусства, то говорят, что ничего непонятно.

Но точно также непонятна картина 15 века, где лишь по некоторым деталям можно предположить, что изображен какой-то обряд. Оказывается, нет никакой разницы – что древнее, что современное искусство требует подготовки и знание контекста.

Импрессионисты против академистов

Если рассматривать всю историю искусства, то новое рождалось там, где художники нарушали каноны и становились хулиганами. К примеру, до Гюстава Курбе в искусстве вообще не было реализма. Его идею подхватил Клод Моне, который не следует правилам и рисует не церковный мир, а изображает свои ощущения. По мнению Людмилы Стрельцовой, импрессионисты – настоящие реалисты. Чтобы это понять нам приводят простой пример.

– Вот я стою здесь перед вами, что вы видите вокруг меня? Чётко и конкретно всё? Нет, есть пятнышки от предметов, и всё немного размыто. А если мы идём по лесу, то мы не видим каждый листочек и веточку, как художники-академисты, мы чувствуем лес, видим только то, что сами замечаем, – объясняет спикер.

Импрессионисты показали, как можно рисовать по-новому. И теперь никто не мог творить как прежде. Появились постимпрессионисты. К примеру, Поль Сезанн начинает «лепить форму», его принято считать хорошим колористом. Потом стал развиваться фовизм. К нему, например, относится Анри Матисс.

Следующим бунтарём был Пикассо, который решил, что весь мир можно разобрать и собрать заново. Это называется кубизмом.

Появляется задача – картина должна быть такой, чтобы человек посмотрел на неё, остановился и задумался, а что он видит. Мол, раньше любители искусства так не делали.

Следующим революционером, который вызвал эффект разрывающейся бомбы, был Эдвард Мунк. Вы помните его картину «Крик»? Творец родился не в то время и потому раньше всех почувствовал, что в мире назревает катастрофа. Действительно, человечество ждало две мировых войны. И тут же появляется Густав Климт. Он пытался спасти мир с помощью красоты, но у него не получилось. Началась Первая мировая война.

Война и цензура

Экспрессионисты выражали свои чувства и озабоченность происходящим через краски и цвет. К примеру, многих в аудитории поразила картина Эрнста Людвига Кирхнера «Автопортрет в солдатской форме». Художник был на Первой мировой войне, но в боевых действиях не участвовал, ему хватило увидеть это со стороны. Его картины наполнены чувством истерии и страха, многие коллеги рано списали творца со счетов из-за его неуравновешенности.

Чуть позже появляется Василий Кандинский. У него были большие полотна по три метра в ширину. Сам художник утверждал, что если на них смотреть долго и под хорошую музыку, то в человеке проснётся что-то хорошее. Берите на заметку!

А вот Казимир Малевич «убил» искусство, когда нарисовал свой чёрный квадрат. У него есть даже одноимённая книга (16+), прочитав которую за художником хочется идти – смотреть его картины, разбираться в них. Проникаешься его идеями супрематизма. Но Малевич вышел на идею концептуализма раньше времени.

В России же возникает новое направление соцреализма. Жизнь стала тяжела для тех, кто творит не по указке власти. Если не выполнить госзаказ, значит, нельзя рисовать. Герои на картинах безлики, а болванки для пошива шапок намекают на то, что там не может быть мозгов. Однако символично и тонко, что актуально до сих пор, не так ли?

Без ограничений и советы

«Необязательно делать с нуля что-то гениальное», – сказал Марсель Дюшан и создал «Фонтан». Именно он поднял один из важных вопросов в современном искусстве – а кто автор? Тот, кто сделал вещь на заводе, или тот, кто использовал её за основу в своей работе?

Тем не менее, даже перевёрнутый писсуар с автографом считается искусством, потому что так видит художник, так он самовыразился. Сейчас практически нет никаких рамок, творец их постоянно раздвигает. Потому были популярны дадаисты и картины Андре Бретона, Рене Магритта и Сальвадора Дали, которые рисовали без участия разума. Вот, где настоящий шок и поток сознания, как он есть. творческая молодежь

После Второй мировой войны центром современного искусства стала США. Там появляется Джексон Поллок со своей абстрактной экспрессией и Энди Уорхол со своим поп-артом. Становится популярно движение концептуализма, где идея становится главной. Процветает создание арт-объектов. Например, фигура собаки из воздушных шариков Джеффа Кунса. Фигура олицетворяет собой невесомость, но при этом она три метра в высоту и весит почти тонну. Искусство? Безусловно. творческая молодежь

В конце встречи спикер посоветовала ходить на выставку современного искусства, например, в «Артсерваторию» с экскурсоводом или заранее почитать об экспозиции. Если работы вызывают отторжение и неприятие, то это хорошо. Надо несколько раз сходить на одну и ту же выставку или подольше побыть рядом с арт-объектами, чтобы понять не только задумку автора, но и себя самого. Это похоже на приём у психолога, когда современное искусство «вытягивает» из человека то, о чём он не подозревал. А это почти всегда сложно и лень, зато очень познавательно. творческая молодежь творческая молодежь

Краевой центр молодежных инициатив расположен на ул. Гоголя, 21-Б. Телефон приемной: 30-29-33.

Фото организаторов

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».