Первый дальневосточный семинар современной драматургии пройдет в январе в хабаровском театре «Триада». Что такое современная драматургия и почему «триадовцы» решили вдруг отыскать местных драматургов – я узнавал у заведующей литературной частью театра, поэтессы, сценариста и театрального драматурга Оксаны Розум. развитие драматургии

К слову, если бегло взглянуть на репертуар шести профессиональных хабаровских театров, чтобы понять: местной драматургии, скорее, нет, чем она жива. Ставится мировая и русская классика, реже – советская и новая драма. Лично мне известна только одна театральная постановка местного автора – это спектакль «Изящная» по произведениям Владимира Василиненко, поставленный в театре «Триада» ещё в 2014 году.

Драматург Оксана Розум с дочкой Машей. Фото автора

– Ситуация такая потому, что в регионе нигде не выпускают профессиональных литературных работников, – делится Оксана Николаевна. – Ближайшее место, где можно получить образование – это Екатеринбург, а дальше только Москва и Петербург. Единичные случаи – это люди, приехавшие с запада, либо люди, которые работают в театрах, понимают драматургию изнутри. Вот поэтому в январе в помещении театра «Триада» состоится Первый дальневосточный семинар современной драматургии.

Там мы не просто соберёмся и чаю попьём, мы постараемся озвучить лучшие из присланных на семинар текстов, чтобы стало понятно, кто о чём пишет, кто как пишет. Причём тексты прозвучат из уст профессиональных артистов, которые будут стараться это сделать с хорошей актёрской подачей. Вот так посмотрим, увидим, услышим друг друга. Приглашаем к участию и молодых режиссёров, студентов, чтобы познакомились с местными драматургами. Потом они эти пьесы понесут уже дальше в театры. У нас уже сейчас есть очень хорошие пьесы из числа присланных на семинар.

– Ну, а «самородки» же есть какие-то?

– Что такое драматургия? Это незаконченный продукт. Если стихотворение, повесть, рассказ, роман – это продукт законченный. А вот пьеса – это инструкция для работы другим людям: режиссёру, актёрам. Да, да, инструкция! Она существует по своим очень чётким законам, потому что должна организовать работу от, скажем, 20 до 300, если это касается киносценария, человек. Эта инструкция для того, чтобы все эти люди слаженно работали между собой. Нельзя, будучи «самородком», написать сценарий и надеяться, что он будет работать. Этому нужно учиться, это очень сложный процесс. Не бывает же самородков нейрохирургов, никто к такому «самородку» без образования на операцию не ляжет! Можно случайно написать хороший роман, рассказ, повесть, но написать случайно хороший текст для сцены или экрана без хоть какого-то навыка не получится. Тут нужно либо образование, либо практический театральный опыт.

У меня сейчас есть небольшая группа молодых людей, которые хотят писать драматургические тексты. Мы начали какие-то занятия, буквально пару месяцев встречаемся раз в неделю и занимаемся. Они все гуманитарии, есть журналист, есть филолог, но они пьесы читали от силы две-три по школьной ещё программе! А что у нас в школьной программе? «Гроза», «Вишневый сад», «Горе от ума» – вот и всё, пожалуй, а драматургическая русская классика, она же богаче, чем литература. Но это не было принято читать, поскольку воспринималась она как инструкция для артистов, и поэтому в школе её практически не изучают. Даже филологически образованные, гуманитарно-образованные люди, в большинстве своем, пьес не читают. И как они после такого могут даже «случайно» написать пьесу?! Нет, такое не работает!

А чтобы это заработало, нам и нужен свой семинар. Одаренных людей много, но чтобы они могли драматургически реализоваться, они должны встречаться, общаться, получать какую-то информацию, иметь какой-то стимул для того, чтобы писать, создавать.

– Тем не менее, существует множество российских и международных драматургических конкурсов…

– Все говорят, есть большие российские конкурсы – мол, просто напиши и отправь туда! Но суровая правда в том, что в большинстве талантливые люди мало в себе уверены. Таланту надо помогать, а бездарности пробьются сами – правильно говорится. Как итог – или не отправляют, или отправляют и остаются незамеченными, что в итоге огорчает и отбивает желание писать в дальнейшем. Поэтому и возникла идея собрать региональный семинар для людей, которые видят, ощущают себя в драматургии. Я недавно разговаривала с девушкой из Якутии. Она говорит: думала, что я одна такая не только в Якутии, но и вообще в регионе. Она закончила ВГИК, она пишет сценарии для кино и театра. Она очень обрадовалась нашему знакомству, постарается приехать на наш семинар. И все так думают, что они в своём регионе одни!

Мы все приходим в драматургию через театр. Мы подданные театра, по-другому никак не получается. У меня сначала было режиссерское образование, потом актёрское, и только потом я пришла в драматургию. 11 лет на сцене актрисой отпрыгала, прежде чем мою первую пьесу поставили! – улыбается драматург.

– Мы дадим возможность пообщаться с настоящими большими драматургами, которых будем приглашать на наши семинары. Которые будут делиться опытом, рассказывать, как они достигли своих вершин в драматургии. Встречи наши будут проходить в течение года, раз в два месяца, по крайней мере, мы так планируем. Первый, ознакомительный семинар состоится уже в январе 2020 года. Ещё год назад говорила, что надо учить драматургов в нашем институте. Их не бывает много, это не группа по 500 человек, это штучный товар, может, всего 4-6 человек, - уверяет Оксана Розум. – Их можно и нужно прикрепить к тем же режиссёрам и обучать вместе. Только совместное обучение с режиссёрами может дать плоды!

Сергей Алексеев Главное фото: thoughtco.com

***

Камерный театр «Триада» в декабре открыл новый проект: «Современная дальневосточная драматургия – здесь!». В театре объявили открытый сбор авторских произведений дальневосточников - киносценариев и театральной драматургии. Итоги подведут на первом региональном семинаре современной дальневосточной драматургии в январе 2020 года, а лучшие пьесы и сценарии, возможно, даже воплотят в жизнь. Ваши тексты (не больше двух от одного человека) ждут по адресу triada-theatre@mail.ru с пометкой «СДД – здесь».


  • «Двести ролей и ещё не сыгранные: бенефис Сергея Лычева в краевом театре драмы и комедии», читайте материал по ссылке.

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».