Переломил царь-реформатор старую Русь через колено, сделал страну империей, а сам стал именоваться императором. И переломилось и перемололось навсегда многое в России тех времен. И один из образцов того, как и что поменялось в искусстве три с лишним века назад, сейчас хабаровчане могут увидеть в Гродековском музее - это выставка под названием «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I» (6+). выставка окно в россию

выставка окно в россию

40 икон привез в Хабаровск московский Музей имени Андрея Рублёва. Имя громкое, всем известное, а вот на самой выставке мы творений знаменитого иконописца не увидим. Во-первых, не так уж много его работ осталось, да и на те, что уцелели чудом, либо стараниями реставраторов, как известно, ныне претендуют совсем не в музеях. И, во-вторых, эта выставка знакомит нас с малоизвестным для многих временным пластом на стыке средневековья и поистине нового, бурного времени перемен. А именно: иконы здесь писаны в последней четверти XVII века – первой трети XVIII века, как раз в годы правления Петра Великого.

***

Есть здесь как известные, так и очень редкие работы. Особенно кураторы выставки выделяют три фрески, поистине чудом спасенные в советское время энтузиастами - перед самым сносом со стен Благовещенской церкви в городе Юрьевце-Повольском в Ивановской области. Намочили ткань, наложили на фрески, а потом по краям откололи, и вынесли из храма 50 квадратных метров штукатурки, расписанной образами праздников и святых. А потом долгие годы хранили и сумели восстановить. А сегодня это единственный сохранившийся фресковый иконостас, который пока еще можно увидеть в стенах музея, а не в храме. И вот, оно, живое чудо, перед нами: «Введение во храм», «Апостол и евангелист Иоанн Богослов» и «Праотец Авраам». выставка окно в россию

Почему столичные знатоки икон решили ознакомить жителей Тобольска, Иркутска и Хабаровска именно с работами петровского времени? Но ведь это же интересно: ветра перемен тогда наглядно отразились и на иконописцах - в открытое окно уже видно другой мир, идет активный творческий обмен между нашими и западными иконописцами. Русское искусство перенимает стиль барокко, и даже иконы, которые испокон веков пишут по стандартам, канонам, становятся другими - более детальными, декоративными.

И вот уже Симон Ушаков, ведущий живописец Оружейной палаты Москвы, вместе с учениками и последователями разрабатывает технику «живоподобия». В ушаковских иконах все меньше условного, «горнего мира», а все больше видны черты мира реального, материального, «дольнего».

А еще, если прежде скромный и богопослушный иконописец даже не думал об авторстве (рукой его водил, получается, сам Создатель), то теперь мы можем увидеть робкие, неприметные, но подписи Кирилла Уланова, Карпа Золотарёва, Фомы и Василия Потаповых.

***

К примеру, Кирилл Уланов или игумен Корнилий – один из последователей Ушакова, оставивший после себя аж 60 икон и два крупных иконостасных комплекса. На выставке мы можем наблюдать его произведение «Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский». В иконе, написанной в зрелый период, выражаются черты «живоподобного письма»: движение кисти незаметно, а благодаря наложению полупрозрачных слоев темперы лик сияет и выглядит объемно. Икона уникальная: редко экспонируется, да и в русской иконописи Иоанна Милостивого встретишь нечасто. На иконе святой изображен в момент «творения милостыни»: он раздает монеты из мешочка с деньгами всем страждущим.

Или Карп Золотарёв, выдающийся иконописец, рисовальщик и резчик по дереву. Его изюминка – переплетение черт древнерусского и европейского искусства. Герои золотаревских икон изображены на золотом фоне, согласно канону, но пишет он их в технике масляной живописи! Что же тогда перед нами - еще икона или уже картина?

А еще Золотарёв тщательно прорисовывает ткани и прочие детали, работает с прямой перспективой, например, изображая крест или книгу в руках апостолов, а также придает объем лику при помощи светотени. Лица-то перед нами как живые!

На выставку привезены две его иконы: «Иоанн Предтеча и Алексий Человек божий» и «Апостолы Пётр и Павел». На первой, с правой стороны, написан город, внутри которого изображена танцующая Саломея вместе с царем Иродом, а немного поодаль виден момент казни Крестителя. Слева город пуст, но тут все логично: согласно жизнеописанию Алексия – после обручения человек божий попрощался с женой и покинул родной дом, отправившись в странствие.

Фома и Василий Потаповы - менее известные иконописцы. И написали братья немного: 13 потаповских икон, увы, вовсе не сохранилось, до наших дней дошли лишь девять их работ. И сразу четыре представлены на хабаровской выставке: «Святая троица», «Собор архангела Михаила», «Преображение» и «Вход в Иерусалим».

***

Особого внимания также заслуживает икона неизвестного художника под названием «Архангел Гавриил» – яркий пример перехода от средневековья к новому времени, от канонической иконы к религиозной картине. Гавриил предстает перед зрителем в доспехах, держа в левой руке огненный меч, это деталь западноевропейского происхождения, введенная как раз Симоном Ушаковым. А в правой руке архангела – пылающее сердце с тремя гвоздями распятия, а над ним располагается крест с надписью на латыни. Выглядит грозный архангел нетипично: его образ очеловечен, почти физически ощущается тяжесть одежд. Да, автор высветляет лик, старается передать «божественность» Гавриила, но видит он явно уже не только горний мир, но и мир дольний...

выставка окно в россию

Что ж, иконопись петровского времени – явление поистине необыкновенное, тесно связанное с кардинальными переменами и в стране, и в искусстве. Так что, земляки, не упустите свой шанс: «Окно в Россию» будет открыто в Гродековском музее до 13 августа. Впрочем, даже после завершения выставки в другом хабаровском музее вполне можно приобщиться к религиозному искусству былых времен.

Проект «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I» (6+) реализуется на средства федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура».

Ольга Кузьмичева Фото автора


  • Экскурсия по музейной комнате, или История института культуры как на ладони - читайте по ссылке

Подписывайтесь на «Каспийинфо» в «Google Новости» и на наш канал в «Яндекс.Дзен». Cледите за главными новостями Астрахани и области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».